Свободный союз
Натела Поцхверия о Кубе и Zenith
Почти 8 тыс. км разделяют Кубу и Швейцарию, на Кубе нет часовых мануфактур и с пунктуальностью не все гладко, а в Швейцарии не умеют готовить правильный Cuba Libre и страстно танцевать, но именно эти две страны объединила новая модель часов Zenith Pilot Type 20 Chronograph Trinidad Edition.
Раз в год на Кубу слетаются сотни частных джетов и спецбортов с бизнесменами и предпринимателями самого крупного калибра из 70 стран. Гости приезжают на три дня — именно столько длится знаменитый фестиваль Habanos, посвященный сигарам и всему, что с ними так или иначе связано. В этом году фестиваль проходил в 21-й раз и совпал сразу с тремя важными датами — 500 лет столице Кубы Гаване, 50 лет сигарному бренду Trinidad и ровно столько же легендарному часовому механизму El Primero. Проигнорировать магию чисел Жюльен Торнар, генеральный директор Zenith, не мог. «Сигары и часы похожи,— объяснял он "Стиль. Украшения",— и те и другие собираются вручную, и те и другие производят на мануфактурах, и те и другие коллекционируют. У любителей сигар всегда высокий интерес к часам, а у любителей часов почти наверняка есть интерес к сигарам». После в частной беседе господин Торнар делился историями успеха Zenith в закрытых сигарных клубах. К слову, никакой исторической связи у часов Zenith и сигар Trinidad нет (кроме сотрудничества двухлетней давности Zenith и Cohiba, еще одного знаменитого сигарного бренда). Только общие ценности — ручной труд и высочайший контроль качества — и общие клиенты.
Во время фестиваля Habanos швейцарцы представили специальную коллекцию часов, состоящую из трех моделей Zenith Pilot Type 20 Chronograph Trinidad Edition в белом, розовом и желтом золоте. Каждая модель выпущена серией в 50 экземпляров.
А на гала-ужине на 2 тыс. человек одним из лотов благотворительного аукциона стал хьюмидор, полный сигар Trinidad, который выставлялся вместе с аналогичной моделью часов Zenith Pilot Type 20 Special Edition 2018 года, но в платиновом корпусе, существующей в единственном экземпляре. Лот ушел за рекордные €350 тыс., а вырученные со всего аукциона полтора миллиона пошли на нужды кубинского здравоохранения.
Чтобы приглашенные в прямом смысле слова могли проникнуться духом Trinidad, за день до ужина гостей привезли на табачные плантации и знаменитую фабрику El Laguito, где крутят лучшие бренды концерна Habanos, включая знаменитые Cohiba, и показали весь процесс — как скромное растение превращается в продукт класса люкс.
Надо отдать должное господину Торнару и всей команде Zenith: им удалось довольно изящно объединить два столь разных продукта в один c помощью цветового решения и сделанной лазером фактуры циферблата, отсылающей к табачному листу. Конечно, сразу напрашивается вопрос, значит ли это, что Zenith окончательно отказывается от стратегии «тихо делай то, что умеешь лучше всех» и будет отныне громче заявлять о своих достижениях. Так или иначе, последние два года мануфактура просто фонтанирует революционными разработками.
Господина Торнара напрашивающийся вопрос не смущает. Напротив, он с энтузиазмом подтверждает: «Я пришел в легендарную компанию, лучше которой, скажу без ложной скромности, трудно найти. Но долгое время про Zenith знал только узкий круг экспертов и продвинутых коллекционеров, бесконечно прославлявших наше прошлое. Сейчас я работаю над тем, чтобы нас знал каждый потребитель. Zenith должны узнавать. Мы должны стать желанными. Поэтому мы делаем проекты с Cohiba и Trinidad, сотрудничаем с Land Rover, участвуем в байкерских благотворительных марафонах и в целом делаем ставку на публику, которую можно описать словом cool — крутой. Мы много работаем и с рэперами. Подписали контракт с китайскими знаменитостями, чтобы укрепить позиции в этой стране. Сейчас подписываем контракт с одной крупной западной звездой. Это не поднимет продажи, но про марку будут говорить».
Как господин Торнар планирует поддерживать и развивать бренд в России? В архивах Zenith можно отыскать эскизы часов, которые были выпущены для российского рынка с указанием марки на русском. Будет ли еще что-то специальное для России? «Обязательно,— уверяет господин Торнар.— Нас знают здесь, и надо продолжать развивать успех. И у меня лично особые отношения с Россией. В 1988 году я оказался в СССР, где готовился к соревнованиям по водным лыжам. В городе Рыбинске изобрели способ тренироваться в закрытом бассейне в любую погоду. Умельцы установили какой-то гигантский двигатель, который имитировал движение на лыжах за лодкой. Оказаться после Женевы в советском Рыбинске зимой — это было достаточно экстремально. Но тогда я понял, что у русских какая-то особая любовь к механизмам,— неудивительно, что Zenith пользуется здесь популярностью».
Возвращаясь к часовой мануфактуре: долгое время она продавала свои сверхточные механизмы другим брендам, но, когда Жюльен Торнар вступил в должность два года назад, Жан-Клод Бивер, руководивший всем часовым направлением LVMH, в одном из интервью признался, что видит целью Zenith не только развитие всей мировой часовой индустрии, но и собственные громкие достижения. Потому было принято решение объединить усилия трех главных часовых брендов LVMH в одну команду и бросить все силы на Zenith. Первым прорывом в 2017 году стал механизм El Primero 21 — хронограф, способный измерять промежутки времени до 1/100 секунды, в корпусе Defy. Затем последовали другие революционные изобретения, включая победу над силой притяжения Земли в инновационной модели Defy Lab, ставшей настоящим прорывом в часовой индустрии (на ее базе впоследствии вышли Defy El Primero 21 и Defy Zero G). Вообще, Zenith очень сильно изменился за последние два года. Но главное по-прежнему незыблемо: погоня за сверхточностью и ручной труд. К слову, о постоянных и переменных: видимо, и Куба осталась в маркетинговом плане Жюльена Торнара не просто так — Остров свободы вдохновляет не только на политические революции.