Формула электричества
Почему за Formula E будущее
Когда в 2011 году испанский бизнесмен Алехандро Агаг пообещал президенту FIA Жану Тодту заняться организацией гоночной серии для электромобилей, в мире автоспорта это заявление не вызвало ничего, кроме улыбки. Спустя несколько лет Formula E превратилась в огромный бизнес и стремительно развивающийся чемпионат, который стал самой привлекательной для автопроизводителей серией.
Просто представьте себе, что уже сейчас в Formula E, которая не имеет статуса чемпионата мира, представлены заводские команды Audi, BMW, DS, Jaguar, Mahindra, NIO, Nissan и Venturi. В следующем году появятся Mercedes-Benz и Porsche. Обсуждают возможность прихода в серию Polestar, Hyundai и McLaren. Чемпионаты мира могут только завидовать таким участникам: в Формуле 1 заводские команды есть только у Ferrari, Alfa Romeo, Mercedes-Benz, Renault и McLaren; в гонках на выносливость WEC из производителей в топовом классе LM P1 осталась только Toyota; в классическом ралли WRC - Citroen, Hyundai и Toyota; а в мировом ралли-кроссе теперь и вовсе нет заводских команд. Объяснение такой тенденции вполне прагматично - в Formula E есть все, что нужно маркам: современные технологии, внимание публики и бизнеса, а также самое главное - участие не требует безумных затрат. Официальные бюджеты команд не раскрываются, но участники гонок электромобилей заявляют, что сезон в Formula E обходится в разы дешевле, чем в других чемпионатах. В чем секрет? В продуманной концепции всей серии, которая сильно отличается от Формулы 1 во всем, от графика уик-энда до техники и трасс, принимающих гонки.
Ни дна, ни покрышки
Все заезды Formula E проходят в течение одного дня, и на гоночный уик-энд никто не везет с собой гигантские моторхоумы: все команды базируются в одинаковых палатках, где и работают с машинами. Запрещены всякие частные тесты, кроме официальных. На каждый этап в распоряжении пилотов поступает лишь один комплект новых покрышек Michelin Pilot Sport All-Weather. Резина самая обычная - 18-дюймовые шины с протектором, которые используются и посуху, и в дождь. В этом вся философия серии - гонки по городским улицам на покрышках для обычных дорог.
В Формуле 1 все иначе. Гоночный уик-энд начинается в четверг с прогулки по трассе, обязательных встреч с журналистами и работы на спонсорских мероприятиях. В пятницу гонщики садятся за руль, чтобы проехать две тренировки, в субботу - еще одна тренировка и квалификация, а уже в воскресенье проходит гонка. На все эти заезды каждый гонщик получает аж 13 комплектов покрышек Pirelli трех типов - жесткий состав, средний и мягкий, плюс на случай дождя шинники везут с собой под сотню комплектов промежуточных и дождевых шин.
Своими силами
Правила предписывают участникам Формулы 1 самостоятельно разрабатывать большую часть узлов и агрегатов автомобиля, причем делать все нужно в достаточно узких рамках технического регламента. Лишь небольшой список деталей можно закупать у сторонних компаний. Особенно интересно дело обстоит с моторами. Понятно, что увидеть на болидах Mercedes-Benz мотор Ferrari, равно как и наоборот, невозможно, но независимым командам приходится закупать силовые агрегаты на стороне. Гибридные двигатели в наши дни для Формул 1 делают Mercedes-Benz, Ferrari, Renault и Honda - все компании поставляют свои моторы клиентским командам, так что нет ничего удивительного в том, что под капотом Alfa Romeo стоит мотор Ferrari, гоночный McLaren ездит на двигателе Renault, а под обтекателями Red Bull с логотипами Aston Martin скрыт агрегат Honda, который называется TAG Heuer. В чемпионате мира правят бал маркетинг и политика.
На контрасте с Формулой 1, где технический регламент весьма жестко ограничивает полет творческой мысли, в гонках электромобилей в каждым годом технические требования становятся все либеральнее. Если первый сезон Formula E представлял собой фактически моносерию с одинаковыми машинами, то с каждым годом свободы становилось все больше и больше, постепенно автопроизводителям позволялось создавать собственные узлы и агрегаты: электродвигатель, инвертор, коробку передач и систему охлаждения. Но все же основные элементы вроде шасси, подвески и аэродинамики у электромобилей одинаковые.
Ждем прибавки
Гоночная техника Formula E и впрямь выбивается из привычных представлений о формульных машинах. В новом сезоне на старт выходят болиды второго поколения, так называемые автомобили Gen2. Из самых заметных отличий - появившаяся защита головы пилота, массивный аэродинамический обвес в передней части, объединяющий антикрыло и обтекатели передних колес воедино, а сзади вместо привычного заднего крыла - два отдельных элемента и гигантский диффузор. Новые машины стали мощнее и выносливее, так что теперь запаса энергии в батарее на 56 кВт•ч хватает на весь заезд - раньше приходилось менять болид, чтобы добраться до финиша. В обычном гоночном режиме мощность двигателя ограничена 200 кВт (270 л. с.), но на короткое время отдачу двигателя можно увеличить до 250 кВт (340 л. с.). Делается это в особом режиме Attack Mode - заимствована идея, кстати, из игры Mario Kart, - активировать который может каждый гонщик: для этого надо просто в нужный момент проехать в специальной зоне вне гоночной траектории. Еще прибавку в мощности могут дать... болельщики! Режим Fan Boost получают те пилоты, которые набрали больше всего голосов в социальных сетях от своих фанатов накануне этапа. Ни одной другой серии не снилось такое непосредственное влияние зрителей на ход борьбы.
Формула 1 ничем подобным похвастаться не может. Аэродинамика привычная и ничем не примечательная, если не считать взятого курса на упрощение архитектуры крыльев. 1,6-литровые турбомоторы, дополненные сложной гибридной системой, выдают плюс-минус 1000 л. с. и официально не имеют никакой возможности получать прибавку в мощности по ходу гонки. Дозаправки уже несколько лет как запрещены, а болельщики могут лишь морально поддерживать своих кумиров по ходу уик-энда. Из всех бонусов, на которые расщедрились организаторы чемпионата мира, - возвращение в 2019 году дополнительного балла в личный и командный зачеты автору лучшего круга гонки, и то лишь при условии, что пилот финиширует в топ-10.
Скользкие улицы
Предыдущие сезоны Formula E были наполнены болью и страданиями пилотов, которые на собственной шкуре прочувствовали хрупкость гоночных электрокаров. Подвески ломались буквально от первого же наезда на поребрик, аэродинамические обвесы рассыпались в крошки от малейшего контакта с соперником. Добавьте к этому скользкие улицы в обрамлении бетонных отбойников с отсутствием зон безопасности и поймете, почему зачастую гонка Formula E превращалась в заезд на выживание.
Формула 1 давно лишилась былой остроты. В погоне за безопасностью отказались от трасс, где практически сразу за гоночным полотном вырастают отбойники. Теперь в фаворе автодромы с гигантскими заасфальтированными зонами безопасности, вылет в которые ничем, кроме небольшой потери времени, не грозит. И если Formula E принципиально -только гонка в Мексике проходит на стационарной трассе - гоняется только по городским улицам, то для Формулы 1 городская трасса скорее исключение, чем правило. Уличные гонки проходят только в Мельбурне, Баку, Монако, Сингапуре - и все: стальные Гран-при принимают специальные автодромы. Дистанция гонки Формулы 1 не превышает 300 км, и гонка не может длиться дольше пары часов, тогда как в Formula E протяженность заезда составляет 45 минут плюс один круг. И сколько километров за это время пройдет лидер на электрическом болиде - зависит от конкретной трассы, обычно протяженность временного автодрома для Formula E составляет от 2 до 3,5 км, не больше.
Кто на новенького?
Каждая секунда гонок электромобилей наполнена борьбой. Во главе пелотона, состоящего сплошь из именитых пилотов, тройка лидеров борется за победу, на отдалении за их спинами развернулось сражение за позиции в очковой зоне, а замыкающие пытаются прорваться вперед, чтобы попытаться зацепиться за очки. Секрет накала страстей Formula E - в практически равном уровне техники, что позволяет гонщикам, среди которых как бывшие пилоты Формулы 1, так и вчерашние выпускники молодежных серий, биться друг с другом от старта и до финиша.
И это не идет ни в какое сравнение с той же Формулой 1, где очень часто все решается либо на старте заезда, либо на пит-стопе. А если у тройки топ-команд, в которую входят Mercedes-Benz, Ferrari и Red Bull, проблем в ходе гонки не возникает, то остальные могут рассчитывать на борьбу за места не выше седьмого. Вот поэтому все два десятка этапов чемпионата мира за сезон могут выиграть два-три пилота, а в Formula E семь первых гонок сезона-2018/19 выиграли семь разных пилотов, представляющих семь разных команд! Пожалуй, ни одна другая серия не предложит такого зрелища.
Главное - это люди
Единственное, что объединяет Формулу 1 и Formula E, это фанаты. Да, любители "королевских гонок" морщатся, когда слышат про электромобили, на что поклонники современных технологий справедливо возражают - современные гибридные моторы звучат немногим громче шелеста электродвигателей. И это противостояние болельщиков двух серий носит скорее символический характер, потому что и на Grand Prix, и на e-Prix приходят тысячи любителей высоких скоростей, которые неистово поддерживают своих кумиров. Главное - помнить, что истинные фанаты "своих" пилотов не бросают, так что сегодня ты размахиваешь флагом Ferrari на трибуне в Монце, болея за Фелипе Массу, а завтра - в командной экипировке Venturi Formula E Team идешь по улицам Рима, чтобы поддержать все того же бразильца за рулем электромобиля.