Чертеж регуляторной гильотины
На юридическом форуме презентовали новый проект закона о госконтроле
Вчера на Петербургском международном юридическом форуме (ПМЮФ) был представлен новый законопроект о госконтроле, который по сути должен стать контрольно-процессуальным кодексом. Смысл — уход от «карательной» политики контролеров и переход к профилактике, отказ от «гегемонии проверок» и предпочтение менее трудозатратных и более оперативных мероприятий. Кроме того, в законопроекте фиксируется сам принцип «регуляторной гильотины», который на текущий момент является центральным звеном реформы контрольно-надзорной деятельности (КНД) — контролеры с 2021 года не смогут проверять соблюдение обязательных требований, установленных правительством и госорганами до этой даты, включая акты СССР и РСФСР, если не успеют их до этого обновить.
Минэкономики приурочило обнародование нового законопроекта о госконтроле к ПМЮФ — вчера документ был опубликован на портале regulation.gov.ru за час до начала сессии «Как сделать госконтроль дружелюбным и эффективным». Так называемый контрольно-процессуальный кодекс должен устранить «правовой вакуум» в регламентации самого госконтроля — как отметил один из разработчиков проекта, эксперт Минэкономики Вячеслав Витушкин, «эта часть практически не урегулирована в нашем законодательстве». Он проиллюстрировал текущее положение дел картиной Виктора Васнецова «Витязь на распутье», а замглавы Савва Шипов, рассказывая о путанице в госконтроле, цитировал песню группы «Аквариум» — «По новым данным разведки, мы воевали сами с собой».
Концептуальная идея проекта — перевести деятельность контролеров с «карательного» на превентивный подход. Так, инспекторы должны больше заниматься профилактической работой — для этого им предоставляется довольно широкий инструментарий. Среди профилактических мероприятий — информирование, консультирование, профилактическое сопровождение (предварительная оценка соблюдения требований и выдача контролерами рекомендаций), а также самообследование предпринимателей с помощью информационных ресурсов ведомств. Осталось в качестве профилактической меры и предупреждение вместо штрафа, если нарушение не привело к угрозе или непосредственному причинению вреда (этого бизнес добивался еще на прошлом этапе реформы КНД).
Вводится понятие контрольно-надзорного производства — в его рамках каждый шаг инспектора и других участников должны иметь процессуальное обоснование. Только после открытия производства ведомства могут проводить контрольно-надзорные мероприятия (при наличии ежегодного плана проверок и согласия прокуратуры) — возможность сначала провести неотложные действия останется у инспектора только в экстренных случаях. При этом сохранена идея риск-ориентированного подхода — как следует из текста документа, госконтроль осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (варьируются от низких до чрезвычайно высоких), определяющего выбор мероприятий, их содержание и интенсивность.
Как рассказал Савва Шипов, власти «отказываются от гегемонии проверок» — упор делается на новые, менее трудозатратные, более оперативные и действенные мероприятия. Так, среди контрольных мероприятий, помимо проверок,— контрольная (для проверки соблюдения требований при продаже товаров и оказании услуг) и мониторинговая (для последующего направления продукции на экспертизу) закупки, инспекционный визит и рейд (для оценки соблюдения требований в нескольких организациях на определенной территории).
Заменить госконтроль можно будет независимой оценкой или контролем саморегулируемых организаций за своими членами, если это прописано в отраслевом законодательстве. Еще одной новацией КНД станет возможность освобождения от контрольно-надзорных мероприятий при условии страхования рисков. Поясним, наличие такой страховки не освобождает от уголовной либо административной ответственности за нарушения обязательных требований, но избавляет от контроля, ориентированного на предотвращение ущерба. Страховщик, который будет продавать такие продукты участникам рынка, должен иметь трехлетний опыт по страхованию ответственности и состоять в профобъединении. Страховщикам, ожидаемо, новая норма нравится. Как говорит замглавы «Ингосстраха» Илья Соломатин, «государство пытается уйти от излишней КНД — регуляторная составляющая снижается, при этом ответственность участников рынка перекладывается на страховщиков, это вполне рыночная история». По его словам, это простимулирует развитие рынка страхования ответственности, но важно уточнить виды деятельности потенциальных пользователей такой страховки и учесть их специфику при разработке страховых продуктов.
Законопроект должен вступить в силу с 2021 года — именно к этому времени правительство должно будет завершить ревизию устаревших и дублирующих требований в рамках «регуляторной гильотины». Сама «гильотина» также нашла себе место в проекте — в нем прямо указано, что предметом госконтроля не может являться оценка соблюдения обязательных требований, установленных правительством и госорганами до 2021 года, включая акты СССР и РСФСР.
Как пояснил вчера замглавы аппарата правительства Юрий Любимов, предыдущая версия закона о госконтроле, подготовленная еще под кураторством экс-министра по делам «Открытого правительства» Михаила Абызова, будет отозвана из Госдумы. Вместо него, по словам вице-премьера Константина Чуйченко, в сентябре в Госдуму планируется внести представленный вчера «контрольно-процессуальный кодекс» — до этого документ будет обсуждаться с экспертным сообществом и бизнесом.
Глава РСПП Александр Шохин отметил, что готов поддержать проект — по его словам, авторы «божились», что учли замечания предпринимательского сообщества.
Как рассказывает член Экспертного совета при правительстве Александр Брагин, первое обсуждение запланировано на 24 мая, по итогам совет должен до конца мая представить свое заключение на законопроект. По признанию главы Росприроднадзора Светланы Радионовой, ожидают такого «кодекса» и сами контролеры, чтобы понимать правила игры.
Другой законопроект в рамках реформы, который будет касаться уже самих обязательных требований, планируется представить на предстоящем Петербургском международном экономическом форуме. По словам Юрия Любимова, «в перечень войдет то, что пройдет тест на избыточность», это касается и объектов проверки, и рисков для жизни и здоровья — сейчас корреляция между требованиями и риском «нулевая».