Обвал на «Продовольственной бирже»
Холдинг, управляющий сетями «Полушка», «Лайм» и «Всенародный», покидает рынок
Холдинг «Продовольственная биржа» к началу июня покинет рынок. Перед закрытием бизнеса компании удалось уступить часть магазинов конкурирующим игрокам — X5 Retail Group и «Магниту», утверждают источники “Ъ”. По мнению экспертов, компания имела размытое позиционирование и не выдержала конкуренции с федеральными ритейлерами.
Холдинг «Продовольственная биржа» (ПБ) до конца мая закроет все свои магазины (сети «Полушка», «Лайм» и «Всенародный»), рассказали “Ъ” источники в двух торговых сетях и два поставщика компании. Информацию о том, что сети под управлением ПБ прекращают работу, “Ъ” подтвердили сотрудники трех магазинов холдинга. «Персонал работает до 31 мая, а потом всех увольняют и компания закрывается»,— утверждает один из собеседников “Ъ”.
Как сообщали источники “Ъ”, ПБ изначально хотела продать свой бизнес целиком, но желающих его приобрести не нашлось. Тогда холдинг сменил тактику и начал предлагать конкурентам отдельные объекты. Источник “Ъ” на розничном рынке утверждает, что об аренде шести-семи магазинов с ПБ договорился ритейлер «Магнит». Похожую информацию “Ъ” сообщил один из поставщиков «Магнита» и ПБ. Ранее ПБ уступила часть своих магазинов X5 Retail Group, развивающей сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель» (см. “Ъ” от 01.04.2019). Собеседники “Ъ” говорили, что речь идет о 25–30 точках, в X5 Retail Group точное количество объектов не называли. В ПБ и «Магните» не ответили на запрос “Ъ”.
К магазинам холдинга также присматривались сети «Верный» и «Дикси», но до сделки дело не дошло, говорит один из участников рынка. Отдельными помещениями ПБ интересуется сеть «Реалъ», которая сейчас ведет переговоры напрямую с собственниками помещений, добавляет другой источник “Ъ”. Желание приобрести 12–13 магазинов холдинга также выражал ТД «Интерторг» (сети Spar и «Народная семья»), но о достижении каких-то договоренностей пока неизвестно. ПБ настаивала, чтобы в дополнение к удачным объектам покупатели брали в нагрузку менее удачные точки, указывает собеседник в сфере ритейла.
Сделки структурировались как переуступка прав аренды, в ходе которой ПБ получала от покупателя выплату, говорит участник розничного рынка. Аренда помещений компании происходила не в рамках переуступки, возражает руководитель Rusland SP Retail Александр Карпов. «Предыдущий договор расторгался, а с новым арендатором заключался договор на новых условиях»,— указывает он. Возможно, при такой схеме ПБ могла получить какой-то бонус от нового арендатора за «право первой ночи», но вряд ли это большие суммы, уверен источник “Ъ” на рынке коммерческой недвижимости.
Параллельно с поисками покупателей ПБ активно избавлялась от нерентабельных точек. Согласно данным агентства Infoline, в период с января по март этого года сеть сократилась почти вдвое — со 139 до 70 магазинов. При этом в мартовском письме поставщикам ООО «Любавушка Ритейл Груп» (ЛРГ, входит в ПБ) уверяло, что практически завершило оптимизацию и оставит у себя более 100 магазинов. На начало мая в управлении ПБ был 41 магазин, говорит источник “Ъ”. Поставщик компании говорит, что в ее состав на данный момент входит около 35 точек.
ПБ присутствовала на рынке с 1998 года и последние годы занимала седьмое место в списке крупнейших ритейлеров Петербурга (данные УФАС). По оценке Infoline, выручка холдинга в 2018 году сократилась с 18,6 до 13 млрд рублей. Торговые марки сетей «Лайм» и «Полушка» оформлены на ООО «Центр управления недвижимостью», которое принадлежит Борису Головкову, указано в базе «СПАРК-Интерфакс» (www.spark-interfax.ru). Кроме него, бенефициарами холдинга являются Анна Лысенко и владелец оптового поставщика продуктов ООО «ТД "Северо-Запад"» Владимир Степанов, отмечает источник “Ъ”.
Покидающий рынок холдинг заваливают исками поставщики, требующие погашения долгов по оплате отгруженного товара. Согласно данным «СПАРК-Интерфакс», к ЛРГ в этом году поступил 81 иск на 117,6 млн рублей, к другой структуре холдинга ООО «Сити Ритейл» было подано еще 50 исков на сумму 136,2 млн рублей. Один из контрагентов ПБ говорит, что холдинг недавно предложил ему отгружать товары на ООО «СЭД», которое занимается оптовыми поставками в несетевые магазины. «У этого юрлица много тендеров по больницам, школам, поэтому холдинг заинтересован сохранять его как можно дольше»,— отмечает еще один собеседник “Ъ”.
У ЛРГ большие обязательства, но мало активов, поэтому получить деньги контрагентам будет затруднительно, утверждает источник “Ъ”. У холдинга в собственности находится часть магазинов, бизнес-центр «Ника» в Масляном переулке и ТЦ «Зебра» на проспекте Косыгина, вопрос в том, на кого они оформлены, говорит другой собеседник “Ъ”.
Гендиректор агентства Infoline Иван Федяков отмечает, что ПБ испытывала проблемы с позиционированием, а по цене была не способна выдержать конкуренцию с федеральными торговыми сетями. «Если с предыдущей версией "Пятерочек" ПБ еще удавалось конкурировать, то после обновления этой сети холдинг уступал ей не только по цене, но и по качеству магазинов, оборудованию»,— отмечает он. В условиях жесткой конкуренции региональные ритейлеры продолжат покидать рынок, ожидает эксперт.