Хлор разъедает дивиденды «Транснефти»
Компания может снизить выплаты из-за компенсации ущерба от хлорной нефти
«Транснефть» выплатит ущерб от загрязнения хлорорганикой экспортной нефти в трубопроводе «Дружба» «всем, кто сможет его доказать», заявил вице-премьер Дмитрий Козак. При этом правительство хочет учесть выплату таких компенсаций при принятии решения о дивидендах» «Транснефти», в результате чего выплаты могут оказаться ниже. В этом году «Транснефть» хочет направить на дивиденды не более 100 млрд руб. При этом, по оценке Минэнерго, ущерб от хлорной нефти для всех сторон мог составить менее $100 млн.
«Транснефть» будет платить компенсации за то, что экспортная нефть в трубопроводе «Дружба» была загрязнена хлорорганикой, заявил вице-премьер Дмитрий Козак по итогам переговоров с белорусским коллегой Игорем Ляшенко. Господин Козак не уточнил, о компенсациях кому именно идет речь — белорусским НПЗ, чье оборудование пострадало при переработке хлорной нефти, или российским нефтекомпаниям, которые не смогли выполнить свои обязательства по поставкам нефти в Европу.
При этом такие компенсации со стороны «Транснефти» будут учтены правительством при определении размера дивидендов. «Дивиденды платятся исходя из чистой прибыли, а это будут затраты,— цитирует ТАСС господина Козака.— Конечно, будут учитываться, должны учитываться, и мы будем делать все, чтобы они были учтены». Вице-премьер также сообщил, что способы компенсации переработчикам нефти из РФ могут быть разными, а ущерб еще придется оценить. По оценке Минэнерго, он может составить менее $100 млн. «Все будут, наверное, предъявлять (претензии к "Транснефти".— “Ъ”). Но сегодня, я еще раз говорю, все с пониманием к этому отнеслись, поэтому не педалируют тему убытков»,— заявил Дмитрий Козак и добавил, что получатели российской нефти — Польша, Украина, Венгрия, Словакия — «относятся к ситуации конструктивно».
Хотя «Транснефть» и контролируется государством (78,1% уставного капитала), у нее есть и частные акционеры (владельцы привилегированных акций), в числе которых НПФ «Газфонд пенсионные накопления», Газпромбанк, РФПИ, China Investment Corporation.
Вопрос дивидендных выплат госкомпаний всегда является предметом споров с Минфином, который требует выплачивать 50% от чистой прибыли по МСФО. «Транснефть» увязывает этот вопрос с индексацией тарифов на транспортировку нефти, которые ФАС намерено повышать не более чем на уровень инфляции. В компании же не согласны с таким подходом. «Транснефть» рассчитывает направить на дивиденды 25–40% от чистой прибыли по МСФО за 2018 год, сообщал в апреле глава трубопроводной компании Николай Токарев. Чистая прибыль компании по МСФО в 2018 году выросла на 17%, до 225 млрд руб., но, по мнению первого вице-президента «Транснефти» Максима Гришанина, базой для выплаты дивидендов должна быть именно скорректированная чистая прибыль по МСФО, то есть без учета курсовых разниц и переоценки вложений в НМТП. «Если все эти корректировки убрать, чистая прибыль будет где-то в районе 160–170 млрд руб., больше 100 млрд руб. мы точно не заплатим»,— отмечал топ-менеджер.
Впрочем, компенсации «Транснефти» должны повлиять на прибыль 2019 года, поэтому, возможно, дивиденды за прошлый год не будут затронуты.
Дмитрий Козак отметил, что стороны ведут работы по очистке «Дружбы». Сейчас некачественной нефтью заполнены нитка северной «Дружбы» в Польшу и нитка (одна из двух) южной «Дружбы» на Украину и Венгрию. По словам российского вице-премьера, до освобождения трубы от некондиционной нефти «еще есть 22 дня по одной ветке (южная "Дружба".— “Ъ”), семь дней — по другой». В «Транснефти» же 15 мая заявляли, что в ближайшее время планируется возобновить поставки чистой нефти на НПЗ Польши и Германии по северной нитке «Дружбы».