Как вице-мэр вице-мэру
В суде по делу чиновников Уфы схлестнулись два бывших заместителя Ирека Ялалова
В Октябрьском суде Уфы, где слушается дело о превышении должностных полномочий (ст. 286 УК РФ) бывшего вице-мэра по строительству Александра Филиппова и экс-главы управления капитального строительства Марата Гареева, вчера дали свидетельские показания бывший вице-мэр по правовым и земельным вопросам Руслан Тухватшин и юрист Фонда содействия реформированию ЖКХ (Москва) Геннадий Адамович. Эмоционально прошел допрос господина Тухватшина, которого защита подсудимых пыталась поймать на противоречиях, халатности и сравнила с «ужом на сковородке».
Допрос Руслана Тухватшина продлился два с половиной часа. Обвинение и защиту интересовал период 2012-2015 годов, когда он руководил правовым управлением администрации Уфы. Гособвинитель попросил свидетеля вспомнить переписку между ним и руководством МУП «Центр недвижимости» Уфы, которая велась в конце 2013 — начале 2014 годов. В письмах, которые уже неоднократно фигурировали в этом судебном процессе, заместитель директора МУП Руслан Максютов просил Руслана Тухватшина дать правовую оценку включению в федеральную программу «Жилище», из средств которой финансировался снос аварийного жилья, домов из кварталов, переданных в развитие застройщикам. Согласно договорам развития застроенных территорий затраты на расселение возлагались на инвесторов.
Руслан Тухватшин сообщил, что в своем ответе МУП указал на «недопустимость» совмещения двух программ и необходимость исключить дома, расположенные в кварталах застройщиков, из списков расселяемых за счет бюджета. Была ли исполнена эта рекомендация, он не отслеживал. Прокурор спросил, что свидетель знает о претензиях, направленных мэрией к застройщикам, в чьих кварталах аварийные дома расселили за бюджетный счет. К застройщикам подавались многочисленные иски с требованием компенсировать затраты города на расселение, но это произошло только в первом квартале 2017 года, сообщил свидетель. Таким образом он подтвердил, что иски в защиту интересов бюджета были поданы уже после возбуждения уголовного дела на чиновников Уфы. На вопрос прокурора, выплачивали ли застройщики компенсации добровольно, свидетель сказал, что о таких случаях не знает.
Адвокат Александра Филиппова Алексей Зеликман спросил, чем именно руководствовался глава правового управления, когда рекомендовал Центру недвижимости исключить из перечня программы «Жилище» дома в кварталах развития. Свидетель сообщил, что исходил из Градостроительного и Бюджетного кодексов, которые запрещают «совмещение на одних и тех же объектах различных средств».
Тогда почему в 2017 году вы изменили свое мнение и в письме следователю сообщили, что методические указания министерства ЖКХ России от 2013 года позволяют использовать внебюджетные источники при реализации программы «Жилище», спросил адвокат. Свидетель сказал, что эти рекомендации появились уже после того, как был написан первый ответ.
Защиту интересовало, надо ли было, по мнению свидетеля, возвращать Фонду содействия реформирования ЖКХ средства за расселение домов в кварталах развития. Тот ответил, что в 2017 году, когда фонд потребовал возврата, он возражал, «потому что сам по себе договор развития застроенных территорий не является нормативным актом и основанием для возврата денежных средств». «А сейчас?» — поинтересовался господин Зеликман. «Сейчас я не муниципальный работник. Я об этом не думаю»,— заявил свидетель.
«Вы можете четко сказать: нужно было исключать дома или нет? У вас идет крутеж!»— не выдержал адвокат. «Нет, не могу ответить на вопрос»,— заключил свидетель.
Напомним, что Марат Гареев и Александр Филиппов обвиняются в незаконном совмещении двух программ, сопровождавших ход расселения аварийных домов. Адресная программа «Жилище», финансировавшаяся из бюджетов трех уровней, позволяла сделать это за счет государства. Программа развития застроенных территорий возлагала траты на расселение на застройщиков. Совмещение программ создало ряду уфимских застройщиков спорные привилегии: дома в их кварталах были расселены за счет государства, но компенсации в бюджет они не заплатили. Ущерб бюджету, нанесенный действиями чиновников, следствие оценило более чем в 1 млрд руб. Потерпевшей стороной признан Фонд содействия реформированию ЖКХ.
Адвокат Александра Филиппова сравнил свидетеля с «ужом на сковородке». Тот парировал: «Вы мне тоже кое-что напоминаете, но при судье я не могу сказать, что».
Господин Филиппов указал бывшему коллеге, что лично тот ничего не сделал для исключения спорных домов из программы «Жилище». Он заявил, что письмо МУП «Центр недвижимости», где была просьба согласовать список исключаемых домов, было проигнорировано. «Вы доложили руководству, что выявили нарушения на 1 млрд рублей?»— спросил подсудимый и получил ответ «нет». «То есть признаетесь в халатности?»— продолжал тот. «Здесь нет халатности»,— не согласился свидетель. На вопрос, помнит ли он, как на совещании с присутствием сити-менеджера Уфы Ирека Ялалова, сообщал, что совмещение программ не было нарушением закона, Руслан Тухватшин ответил отрицательно.
Вторым по видеоконференцсвязи из Симоновского суда Москвы был допрошен директор правового департамента Фонда содействия реформированию ЖКХ Геннадий Адамович. Он сообщил, что нарушения при реализации программы «Жилище» были выявлены в ходе выездной проверки фонда, после чего правительство России потребовало от республики возврата нецелевых расходов. Средства были возвращены со второй попытки, отметил свидетель. При этом, сообщил он, само по себе включение аварийных домов в адресную программу, независимо от того, в каких кварталах они располагались, не было нарушением. Нарушением было расселение за счет бюджета домов в кварталах, переданных застройщикам. Для этих целей должны были использоваться внебюджетные источники, добавил юрист.
Алексей Зеликман спросил свидетеля, были ли аналогичные нарушения в других регионах и получил утвердительный ответ. «А где-то еще были возбуждены уголовные дела?»— не унимался защитник. Свидетель сказал, что об этом ему неизвестно.
Слушания продолжатся 20 мая.