Рельсы собрались в долгий путь
Рост интереса к железнодорожному транспорту в мире, обусловленный как экономическими и политическими, так и экологическими факторами, сформировал глобальный рынок объемом свыше 11 млн тонн рельсов в год. И далеко не все страны способны закрывать потребности за счет собственного производства, что открывает перед производителями хорошие экспортные возможности. EVRAZ, крупнейший поставщик рельсов за пределами Китая, экспортирует свою продукцию с заводов в РФ и США как в страны СНГ, где спрос традиционно ориентируется на номенклатуру российских железных дорог, так и во многие страны мира, поставляя рельсы на четыре из пяти обитаемых континентов.
Экологическая альтернатива
Железнодорожный транспорт сохраняет ключевые позиции в глобальном транспортном секторе. Сегодня в мире 1,6 млн км железных дорог, 68 тыс. км высокоскоростных магистралей (ВСМ), 32 тыс. км путей метрополитена и 21 тыс. км легкого метро. Протяженность классических железных дорог практически не растет, однако увеличивается интенсивность их использования: по данным Международного энергетического агентства (МЭА), на 75% в пассажирском и на 45% в грузовом сегменте за период с 2000 по 2016 год. При этом заметно растет протяженность ВСМ и метро.
Рост использования железнодорожной инфраструктуры обусловлен массой факторов: в пассажирском сегменте — низкими рисками, удобством перемещения (минуя аэропорт), относительной дешевизной, в грузовом — массовостью, устойчивостью к изменению погодных условий и относительно низкой себестоимостью на тонну.
Для Европы и США серьезным стимулом к увеличению доли железнодорожного транспорта является экология. Хотя в целом на транспорт, по данным МЭА, приходится около 25% всех мировых выбросов CO2, рельсовый транспорт производит лишь 2% от этого объема загрязнения, при этом обслуживая 8% всех пассажирских и 7% грузовых перевозок в мире. С точки зрения экологии также важно, что заметную долю в топливном балансе рельсового транспорта занимает электричество. По оценкам МЭА, если перевести весь пассажиро- и грузопоток, обслуживающийся сегодня рельсовым транспортом, в автомобильный сегмент, то спрос на топливо увеличится на 16%, или на 8 млн баррелей в сутки, а выбросы CO2 вырастут на 12%, на 1,2 млрд тонн.
Перевод транспорта «на рельсы», пусть с разной скоростью и разной эффективностью, компенсирует ущерб, нанесенный строительством инфраструктуры, высокой экологичностью в процессе эксплуатации. Специалисты МЭА в докладе The Future of Rail отмечают, что рельсовый транспорт несет в себе высокий потенциал замещения более энергоемких видов транспорта в фазе эксплуатации при обеспечении максимально интенсивного грузо- и пассажиропотока. А ВСМ уже через три года могут нейтрализовать загрязнение, вызванное их строительством, за счет прекращения генерации выбросов другими видами транспорта.
Многообразие потребления
Прирост общей протяженности железных дорог и, что более важно, интенсификация их использования и появление принципиально новых требований к сети диктуют высокий спрос на рельсы.
По экспертным оценкам, ежегодно в мире производится и потребляется около 11 млн тонн рельсов. До 30% спроса приходится на Китай, по длине железных дорог все еще догоняющий США. Потребности РФ со странами СНГ, Северной Америки (США и Канада) и Индии в рельсах сопоставимы и находятся на уровне 1–1,5 млн тонн в год. Крупные страны Евросоюза и Юго-Восточной Азии в среднем потребляют 100–200 тыс. тонн в год каждая. Столько же приходится на Австралию, а в Бразилии, где также развита горнодобывающая промышленность и высоки потребности в железнодорожных перевозках, спрос еще выше.
EVRAZ — крупнейший производитель рельсов за пределами Китая (если брать номинальные мощности, то уместно вспомнить и индийскую Sail). В 2018 году продажи рельсов, выпущенных на российских и американском заводах EVRAZ, составили около 1,4 млн тонн. Доля EVRAZ на рынке рельсов в РФ по итогам года выросла до 77% с 69% годом ранее, доля на рынке Северной Америки — до 40% с 35%.
Основной потребитель рельсов EVRAZ в России — это ОАО РЖД, которое выбирает до 90% объемов комбинатов. Но российские рельсы пользуются устойчивым спросом и на внешних рынках (в 2018 году экспорт составил 120 тыс. тонн). Традиционно — в силу общей советской истории развития путей и технологической преемственности — значительная часть рельсового экспорта ЕВРАЗ ЗСМК и ЕВРАЗ НТМК приходится на страны СНГ.
Специфика спроса на этом рынке заключается в том, что, с одной стороны, там пока востребованы не все разработки металлургической компании, а с другой — ОАО РЖД в некотором смысле выступает маркетмейкером для республиканских железных дорог и доля новых категорий рельсов EVRAZ для их сетей в перспективе будет расти. В СНГ также покупают рельсы российской компании для трамвайных путей и метрополитенов.
Экспорт в страны дальнего зарубежья требует не только наличия свободных мощностей, но и разработки небольших партий продукции под нужды различных заказчиков по иностранным стандартам, прохождения соответствующей сертификации и победы в тендере на поставку. Как правило, говорят в EVRAZ, такие экспортные заказы сложны в исполнении, а экономика контрактов должна предполагать привлекательные цены с учетом логистики и другого уровня производительности.
Логистика — важный аспект, поскольку многие производители рельсов расположены вблизи портов, тогда как заводы российской компании в Сибири и на Урале находятся вдали от воды. При этом рельсы EVRAZ успешно конкурируют на глобальном рынке благодаря высокому качеству исполнения и тщательному выстраиванию отношений с клиентами в каждой стране. EVRAZ поставляет рельсы из РФ примерно в 20 стран дальнего зарубежья: в Африку, включая Египет и Алжир, Бразилию, Индию, Евросоюз и страны Юго-Восточной Азии.
Модернизация первого класса
Завод EVRAZ Pueblo, расположенный в штате Колорадо, не первый год сохраняет лидерские позиции на североамериканском рельсовом рынке. Однако конкурировать приходится не только с местной Steel Dynamics и заводом ArcelorMittal, как следует из презентаций EVRAZ, но и с японским импортом. Чтобы упрочить положение EVRAZ Pueblo, компания к 2021 году инвестирует около $480 млн в модернизацию, а по сути, в создание нового рельсового производства на этой площадке. Сейчас завод способен производить до 530 тыс. тонн 25-метровых рельсов в год, после модернизации будет выпускать уже 100-метровые рельсы, а его мощность вырастет до 600 тыс. тонн.
Причины, лежащие в основе этого решения, следующие: крупные североамериканские железные дороги (класса 1, то есть генерирующие годовую выручку свыше $450 млн) за последние пять лет все больше отдают предпочтение длинным рельсам, а стратегия EVRAZ предполагает фокус на потребностях клиентов, развитие активов и, как следствие, увеличение доли продукции с высокой добавленной стоимостью. Проект уже получил поддержку властей Пуэбло и Колорадо, а также крупных потребителей, которые готовы закупать значительные объемы новых 100-метровых рельсов EVRAZ Pueblo по долгосрочным контрактам.