Мосты не летят
В Удмуртии задумались о смене концессионера
Удмуртия хочет сменить концессионера платных мостов через Каму и Буй. Глава республики Александр Бречалов недоволен условиями соглашения, заключенного при его предшественниках, по которому ежегодно из регионального бюджета уходит 450 млн руб. на компенсацию неполученной от платного проезда прибыли. В настоящее время среди собственников концессионера числятся структуры ВТБ. Свои предложения руководство региона направило в Сбербанк. Эксперты сомневаются в возможности смены концессионера и отмечают, что гораздо проще решить проблему с ненормативным состоянием дороги со стороны Башкортостана, из-за которой на мостах низкий трафик.
Глава Удмуртии Александр Бречалов вновь выступил с критикой условий существующего концессионного соглашения с ООО «Региональная инвестиционная компания», по которому были построены и в настоящее время эксплуатируются платные мосты через реки Кама и Буй в районе Камбарки.
«На мой взгляд, финансовая модель не летит. Я обозначил эту проблему уже перед всеми. Недавно была встреча с вице-премьером России Акимовым, где я достаточно жестко обозначил нашу позицию, что нужно либо менять концессионера и делать реальную финансовую модель со снижением тарифов, или (письмо мы подготовили) взять эту дорогу вместе с мостом в федеральную собственность. По этому очень "интересному" соглашению надо разбираться не в том, кто какие деньги и где взял, а в том, кто подписывал это соглашение, кабальное для республики»,— сказал господин Бречалов на встрече с журналистами.
Глава региона отметил высокую стоимость проезда по мостам - от 450 до 2100 рублей за два моста в зависимости от типа транспорта. Низкие показатели трафика из-за требующей капитального ремонта дороги со стороны Башкирии не позволяют концессионеру получать прибыль, поэтому по условиям концессионного соглашения из республиканского бюджета ежегодно он получает компенсацию в размере 450 млн руб.«Если и дальше не будет модель лететь, то нам выставят счет на 13 млрд руб. В соглашении это написано. Кто это делал, тот настоящий преступник! Извините за грубое слово, но это не про Удмуртию было соглашение. Это либо про чьи-то там интересы, либо про личные»,— заявил господин Бречалов.
Концессионное соглашение по строительству мостов через Каму и Буй в Удмуртии было заключено в 2012 году между правительством республики (подпись под документом поставил тогдашний президент Удмуртии Александр Волков), ООО «РИК» и банком ВТБ, предоставлявшим заемные средства концессионеру.Объем финансирования проекта, зафиксированный при подписании концессионного соглашения на 49 лет, составлял 13,943 млрд руб. Из этой суммы 5 млрд — собственные средства концессионера, еще 5 млрд — заемные средства, 2,5 млрд — средства инвестиционного фонда России, бюджет Удмуртии вложил в проект 1,3 млрд руб. Основные строительные работы велись при главе Удмуртии Александре Соловьеве, он в апреле 2017 года был задержан по обвинению в получении взяток от прежних владельцев концессионера. После возникновения финансовых проблем у концессионера и связанного с ним генподрядчика в конце 2016 года у ООО «РИК» сменился собственник. Рабочее движение по мостам началось в ноябре 2016 года, плату за проезд начали взимать в августе 2017 года.
В настоящее время 41,5% доли в ООО «РИК» через ООО «Оператор скоростных автомагистралей» и ООО «Инфраструктурные инвестиции холдинг» принадлежат ВТБ в лице «ВТБ Инфраструктурные инвестиции» и «Холдинг ВТБ Капитал Ай Би». Еще 12,75% концессионера владеет само ООО «РИК». Остальные доли в собственности оффшорных компаний — «Туснелда Корпорейшн Лимитед», зарегистрированной в Белизе, и «Келстено Менеджмент Лимитед» с Кипра, - соответственно 21,25 и 24,5% в доле концессионера.
Господин Бречалов отметил, что вопрос по условиям концессии он будет поднимать «на всех уровнях», руководство Удмуртии предложило Сбербанку стать новым концессионером.«Мы обратились в Сбербанк, Сбербанк считает, пусть ВТБ пересчитывает. Можно было просто взять долгосрочный кредит в том же ВЭБ, бюджет Удмуртской Республики бы платил и у нас была бы бесплатная дорога, но у нас есть соглашение, подписанное моим предшественником. Мы ищем другие способы и варианты, но нужен финансовый партнер для перезагрузки проекта»,— сказал глава региона.
В пресс-службе ВТБ на запрос "Ъ-Удмуртия" ответили, что банк «готов рассмотреть любые коммерчески выгодные предложения о дальнейшем развитии проекта. Однако на текущий момент подобных предложений не поступало». В пресс-службе Сбербанка отказались от комментариев.
Специалист по связям с общественностью «РИК» Татьяна Манохина отмечает, что предельные тарифы на проезд по мостовым переходам определяются постановлением правительства Удмуртии. «Размер предельного тарифа ежегодно корректируется с учетом инфляции. За базовый размер тарифов взяты тарифы паромных переправ за 2009 год. Концессионер ни разу не воспользовался правом установить максимально предельные тарифы. Как раз наоборот, действующие цены на проезд существенно ниже предельных, установленных правительством республики»,— говорит госпожа Манохина.
Росту трафика должно способствовать приведение в нормативное состояние дорог, подходящих к мостам со стороны Удмуртии и Башкирии. Концессионер пытается этого добиться с момента запуска платного движения, отметили в компании. «Ремонт участка автомобильной дороги со стороны Республики Башкортостан запланирован на 2019 год. Планы Удмуртской Республики, к сожалению, выполнены не в полном объеме»,— рассказали в «РИК».
В компании указывают также на нереализованные планы развития предприятий, расположенных вблизи объекта, к которым в том числе относится порт Камбарка. В компании уточнили, что выплаты из бюджета Удмуртии на покрытие неполученной концессионером прибыли от платного проезда по мостам предусмотрены исключительно на начальном этапе после запуска платности. При этом концессионер обязан обеспечить возврат полученной субсидии.
Директор института транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики, председатель общественного совета минтранса России Михаил Блинкин считает, что проект концессии в Удмуртии был тщательно выверен и согласован с федеральными ведомствами, готовился он с участием экспертов ВЭБа и ВТБ.
«У меня такое ощущение, что нынешнее обсуждение данного вопроса - это какое-то недоразумение Среди всех проектов ГЧП он выглядел более чем солидно по части его подготовки, финансового, технико-экономического обоснования. То есть это не было легкомысленным решением прежней администрации региона», — говорит господин Блинкин.
Он отметил, что тарифы на проезд по мостам всегда выше, чем по платным дорогам, сравнивать их неправильно, сами тарифы были тщательно выверены и рассмотрены «под микроскопом». Смена концессионера, по его словам, «задача из очень тяжелых и сложно выполнимых», он сомневаются, что два крупнейших госбанка - ВТБ и Сбербанк - пойдут на это. Гораздо проще, по его мнению, договориться с властями Башкирии о проведении ремонта дороги с их стороны к мостам в Удмуртии. Именно качество покрытия в настоящее время служит главным препятствием для выхода на расчетный трафик, отмечает господин Блинкин.«Я вполне понимаю озабоченность главы региона, это обременительный платеж для бюджета. Но надо как-то договариваться с соседним регионом, чтобы дорога не была в никуда»,— говорит сотрудник ВШЭ.