В локализации машин ищут компромисс
Минэкономики предложило послабления для альянсов и небольших игроков
В Минэкономики дали отрицательное заключение на проект новых правил доступа к господдержке в автопроме и предлагают одновременно пойти на уступки крупнейшим игрокам рынка и концернам с небольшими объемами выпуска. Чиновники предлагают засчитывать локализацию по альянсам, что может помочь получить доступ к господдержке более низко локализованным игрокам за счет сильного партнера, как, например, АвтоВАЗ в составе Renault-Nissan-Mitsubishi. При этом небольшие производства могут получить более низкий порог доступа к госсубсидиям, считают в Минэкономики.
Минэкономики в рамках процедуры оценки регулирующего воздействия на проект балльной системы подсчета локализации в автопроме предложило ряд ее корректировок. В частности, в министерстве пришли к выводу, что избыточно предъявлять требования к производству всех комплектующих к каждому автоконцерну. Речь идет о возможности исполнить обязательство в рамках альянса двумя путями: определить перечень компонентов, требования к которым могут быть предъявлены в рамках объединения автопроизводителей, либо напрямую указать, что все требования проекта акта могут быть выполнены автопроизводителями в рамках альянса автопроизводителей. Чиновники указывают, что сегодня в РФ работают альянсы Renault-Nissan-Mitsubishi АвтоВАЗ и Hyundai-Kia.
Новая система подсчета локализации в автопроме разрабатывается Минпромторгом уже несколько лет, наиболее активно — с лета прошлого года. Она предполагает отказ от обязательных технологических операций в пользу начисления баллов за локализацию каждой из них. Для получения доступа к господдержке необходимо будет набрать определенное количество баллов. Изначально на рынке называли требования неисполнимыми даже для традиционно российских концернов. В 2019 году к работе подключилось Минэкономики, которое при поддержке аппарата вице-премьера Дмитрия Козака представило более либеральную версию. Ее вновь переработали в Минпромторге, расширив перечень компонентов. Ни одна из версий не устроила всех участников рынка.
Одновременно предлагается дифференцировать требования исходя из объемов производства «в связи с тем, что сроки окупаемости инвестиций в локализацию для относительно небольших производств транспортных средств выше, чем для массового производства».
Сегодня проект предполагает универсальный подсчет локализации в рамках одного сегмента техники (легковые, легкие коммерческие, грузовые автомобили), и в Минэкономики говорят, что тем самым «не учитывается специфика деятельности производителей, например, выпускающих менее 50 тыс. автомобилей в год»: «Необходимость достижения одинакового уровня локализации может привести к росту стоимости выпускаемой продукции».
В министерстве обращают внимание, что авторынок в РФ впервые за два года показывает тенденции к снижению, и меры, которые могут привести к дальнейшему спаду производства и продаж автомобилей, требуют дополнительной проработки.
По данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в апреле показали падение на 2,7%, хотя месяцем ранее за счет господдержки рынок смог выйти в плюс после первого за почти два года падения в феврале. Возвращения рынка к стабильному росту в отрасли ждут не раньше, чем осенью, но оптимистичных прогнозов не дают (“Ъ” подробно рассказывал о причинах).
Фактически идеи — уступка в пользу альянсов, члены которых за счет более высоко локализованного игрока, как, например, АвтоВАЗ, могут исполнять обязательства, в обмен на дифференциацию для концернов с маленькими объемами, полагают источники “Ъ” на рынке. При этом дифференциация требований по локализации исходя из объемов производства развивает предложенную Минэкономики осенью идею выработать критерии отнесения продукции к премиальному сегменту и упростить требования для таких моделей, считает один из них. Однако для этого необходимо учитывать не только объем производства, но и стоимость или же платформу, на которой производится автомобиль, что определит круг потенциальных интересантов меры.
В нынешнем же виде, говорят источники “Ъ”, такая оговорка может сыграть не только в пользу премиальных автомобилей, но и, например, на калининградский «Автотор», работающий в режиме отверточной сборки по большинству производимых моделей. В целом такую оговорку собеседники “Ъ” называют «непроходной», а заключение ряд из них считают не более чем затягиванием процесса принятия документа.
Проект новых правил доступа к господдержке в автопроме направлен в правительство.