АЕОН кружит вокруг Актобе
Группа интересуется аэропортами в Казахстане
АЕОН Романа Троценко рассматривает участие в модернизации аэропорта Актобе в Казахстане стоимостью около $50 млн. Также бизнесмен может войти в капитал аэропорта Нур-Султана. По мнению экспертов, интерес АЕОН к казахским активам логичен, учитывая схожую с РФ структуру экономики, хороший инвестклимат и связи Романа Троценко с местными партнерами.
АЕОН Романа Троценко подписала меморандум с Kazakh Invest, специализирующейся на привлечении зарубежного капитала в национальные инвестпроекты Казахстана, о комплексной реконструкции аэропорта Актобе. Проект предусматривает модернизацию ВПП и строительство нового терминала. По словам господина Троценко, инвестиции в проект определит специально создаваемая рабочая группа. «Мы можем предположить, что аэропорт с такой инфраструктурой потребует около $50 млн»,— сказал он. «Новапорт», входящий в АЕОН, в России управляет 16 аэропортами, в том числе в Новосибирске, Челябинске, Минводах, Калининграде.
АО «Международный аэропорт Актобе» принадлежит акимату (администрации) Актюбинской области, получившему его от госфонда «Самрук-Казына». В 2016 году актив включили в программу приватизации. Аэропорт способен принимать до 50 самолетов в сутки без ограничения взлетной массы. Пропускная способность аэровокзала — до 500 пассажиров в час. В комитете гражданской авиации “Ъ” сообщили, что пассажиропоток аэропорта Актобе в 2018 году — 411,2 тыс. человек.
Роман Троценко отметил, что вопрос передачи аэропорта в собственность АЕОН в случае реализации меморандума находится в ведении акимата. «Скорее всего, это будет выкуп с делением титула, когда инвестор занимается развитием и строительством нового терминала, а наземная инфраструктура остается за акиматом»,— предположил он.
С 2014 года, после повышения таможенных тарифов в Казахстане, через аэропорт Актобе практически прекратились грузовые перевозки: их стало выгоднее осуществлять через Киргизию. В последние годы аэропорт убыточен, финансовые результаты не раскрывались. Источник “Ъ” в аэропортовом холдинге «Новапорт» (входит в АЕОН) говорит, что развивать актив можно, привлекая небольших перевозчиков за счет невысоких ставок аэропортовых сборов.
Аэропорт Актобе может стать первым активом группы в Казахстане. АЕОН готова инвестировать и в аэропорт столицы Казахстана города Нур-Султан, уточнил Роман Троценко, но после ввода второй ВВП. Группе также интересны проекты в горнодобывающем и транспортном секторах Казахстана.
Роман Троценко за свою карьеру неоднократно работал с бизнес-партнерами из Казахстана. Так, на последнем курсе обучения в Институте стран Азии и Африки при МГУ ездил на стажировку в Алматы. В 2004 году двухлетний кредит на реконструкцию пассажирского терминала аэропорта Толмачево (Новосибирск), находящегося в управлении «Новапорта», выдала российская «дочка» Казкоммерцбанка. Позже к аэропортовому бизнесу господина Троценко присоединился фонд Meridian Capital, созданный казахскими предпринимателями, который, по данным Forbes, в 2004–2006 годах вложил около $100 млн.
Гендиректор Friendly Avia Support Александр Ланецкий считает, что Актобе может быть довольно интересным для АЕОН с учетом опыта управления «Новапортом» средними российскими аэропортами: «Из всех постсоветских республик в Казахстане действует одна из лучших законодательных систем, гарантирующих защиту инвестиций. Она значительно привлекательнее, чем в соседних Узбекистане или Таджикистане».