Силовикам оплатят взлет-посадку
Минфин готов погасить долги за аэропортовое обслуживание госавиации
Минфин увеличит расходы бюджета на 1,66 млрд руб. в этом году для компенсации аэропортам выпадающих доходов от обслуживания самолетов силовых структур. Суммы хватит на погашение почти всего долга, накопленного государством перед операторами с 2015 года. Аналитики отмечают, что компенсация не так важна для крупных аэропортов, но существенно поддержит небольших участников рынка.
Минфин выделит Росавиации дополнительные 1,66 млрд руб. на компенсацию аэропортам выпадающих доходов от обслуживания самолетов силовых ведомств. Соответствующие поправки вносятся в бюджет на 2019 год, следует из проекта, размещенного на портале раскрытия правовой информации. В первоначальном варианте бюджета на 2019 год министерство зарезервировало на субсидии только 252,7 млн руб., чего не хватало для покрытия потребностей операторов.
По российскому законодательству Минобороны, ФСБ, МЧС, ФТС, Росгвардия и ФСО не платят за услуги аэропортового и наземного обслуживания бортов — частные операторы обслуживают их по требованию безвозмездно. Эти расходы компенсирует Росавиация за счет средств, выделенных правительством.
По словам собеседников “Ъ” в отрасли, количество вылетов самолетов силовых структур существенно увеличилось после начала военной операции в Сирии в конце 2015 года. При этом субсидирование аэропортов осталось на прежнем уровне и задолженность бюджета перед аэропортами выросла. Правила компенсации расходов аэропортов не предусматривали перенос задолженности на последующие периоды. Источник “Ъ” в одной из авиакомпаний отмечает, что траты на аэропортовое обслуживание занимают около 20–30% в структуре расходов перевозчиков.
По данным Международной ассоциации аэропортов (МАА), в 2016 году в субсидировании было отказано 46 аэропортам, в 2018 году — 70 операторам. В письме замминистра финансов Андрею Иванову ассоциация указывала, что за 2015–2018 годы задолженность перед аэропортами достигла 1,146 млрд руб., по состоянию на 19 апреля в Росавиацию направлены заявки аэропортов еще на 797,9 млн руб. Таким образом, задолженность достигла 1,943 млрд руб. (см. “Ъ” от 29 апреля). Если проект бюджетных поправок будет принят в текущем виде, бюджетные субсидии закроют почти всю накопленную с 2015 года задолженность.
В Минфине переадресовали вопросы “Ъ” в Росавиацию как «главному распорядителю бюджетных средств по этому вопросу». Там отказались от комментариев. При этом 14 мая Арбитражный суд Москвы удовлетворил иск Шереметьево к Росавиации на 20,6 млн руб., поданный из-за долга за обслуживание в 2016 году объединенного авиаотряда спецназначения ФСБ. В отрасли ожидали, что решение по этому иску станет прецедентным и может вызвать волну сходных претензий от других аэропортов.
В МАА положительно оценивают решение Минфина. Исполнительный директор ассоциации Сергей Никотин отмечает, что полученные средства операторы аэропортов смогут направить на поддержание инфраструктуры. Исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев отмечает, что полное финансирование субсидии аэропортам решит давно назревшую проблему. Хотя долги бюджета не ставят под угрозу операционную деятельность крупных аэропортов, поясняет эксперт, для игроков среднего уровня нехватка финансирования может стать чувствительной, если на них ложится дополнительная нагрузка по вылетам в рамках учений или тушения пожаров.