Голосование поднятием «сильной руки»
Премьер Индии намерен добиться переизбрания и продолжить борьбу с терроризмом
В Индии завершились всеобщие выборы, по итогам которых будет избрана нижняя палата парламента и сформировано новое правительство. Самое масштабное в мировой истории голосование, в котором приняли участие более полумиллиарда человек, фактически стало референдумом о доверии действующему премьеру Нарендре Моди. Избирательная гонка проходила предельно драматично и на финише вылилась в беспорядки в Западной Бенгалии. В этой ситуации Нарендра Моди сделал главный упор на вопросах национальной безопасности и борьбы с терроризмом, предупредив о неспособности своих оппонентов противостоять стоящим перед страной угрозам. С подробностями из Дели — корреспондент “Ъ” Сергей Строкань.
«Помазанники» индийской демократии
По предварительным оценкам, явка на завершившихся в воскресенье в Индии парламентских выборах составила около 64%. Для того чтобы определить, участвовал ли человек в голосовании, достаточно было посмотреть на его указательный палец, на котором после посещения избирательного участка оставался несмываемый мазок краски. Типичный представитель индийского среднего класса, менеджер компании Car Ax из южного штата Керала Радха Гопал в прямом смысле слова «на пальцах» объяснял корреспонденту “Ъ”, как работает это ноу-хау: «В моем родном штате выборы прошли еще 21 апреля, но спустя три недели, посмотрите,— краска не сходит. Этот простой способ позволяет предотвратить повторные голосования, когда избиратели могли бы устраивать бесконечные "карусели"».
Выборы 2019 года состояли из семи этапов и в разных регионах проходили с 11 апреля по 19 мая.
Для проведения голосования только в одном штате Уттар-Прадеш, где проживает более 200 млн человек, потребовалось свыше трех тонн электоральных чернил.
Побывав в самых разных местах индийской столицы, от городских рынков до комплекса правительственных зданий, и пообщавшись с представителями различных социальных слоев, корреспондент “Ъ” почти не встречал людей, у которых на указательном пальце краска отсутствовала.
Низвержение всех кумиров
По мнению опрошенных “Ъ” политиков, экспертов и простых избирателей, кампания 2019 года была самой бескомпромиссной и самой грязной за последние десятилетия. Собеседники “Ъ” настаивали: эти выборы стали противоборством личностей. Кульминация противостояния наступила перед 19 мая, когда избирателям восьми штатов предстояло решить судьбу оставшихся 58 мест в 543-местной Лок сабхе. Для формирования большинства необходимо получить 272 мандата.
Главной ареной столкновения на финише гонки стала Западная Бенгалия: голосование в этом штате должно было во многом предопределить исход выборов в общенациональном масштабе. Учитывая это, в столицу штата Калькутту прибыл лидер правящей «Бхаратия джаната парти» Амит Шах.
В свою очередь, главный министр штата Мамата Банерджи — наиболее непримиримый противник Наредры Моди — объявила всеобщую мобилизацию своих сторонников из партии «Тринамул конгресс». «На кону» в штате было 42 мандата.
События в Калькутте вышли из-под контроля во вторник вечером, когда разъяренная толпа пошла на штурм Колледжа Видьясагара. Ворвавшись в здание, выбив стекла и переломав мебель, погромщики сбросили с пьедестала разлетевшийся на осколки бюст одного из отцов-основателей современной Бенгалии, философа, просветителя и социального реформатора XIX века Ишвара Чандры Видьясагара.
Вопрос о том, кто стоял за этим погромом, стал одним из наиболее острых на финише гонки. В течение нескольких дней ведущие индийские телеканалы транслировали политические ток-шоу, участники которых обвиняли оппонентов в превращении демократии в анархию. В связи с событиями в Западной Бенгалии ЦИК Индии принял беспрецедентное решение: сократить избирательную кампанию в штате на один день — до 16 мая.
События в Западной Бенгалии прокомментировал и премьер Моди. Он обвинил руководство штата в действиях, подрывающих основы индийской демократии и создающих угрозу возвращения к режиму чрезвычайного положения, действовавшего в Индии с 1975 по 1977 год в период правления Индиры Ганди.
«Страна должна выбрать сильное, а не беспомощное правительство»,— заявил индийский премьер, пообещав найти и наказать тех, кто совершил акты вандализма в Калькутте.
Манго, истребители и Сталин
В свою очередь, накануне последнего дня голосования представители оппозиционных партий пообещали дать Нарендре Моди решительный бой. В ход шли все средства. Так, бывший главный министр штата Уттар-Прадеш, лидер партии «Бахуджан самадж парти» Кумари Маявати призвала женщин поддержать оппозицию, чтобы сохранить свои семьи.
«Нарендра Моди бросил свою жену, и он может заставить ваших мужей оставить вас»,— взывала госпожа Маявати в духе индийской мелодрамы.
Это шокирующее признание не осталось незамеченным в лагере премьера. Министр обороны Нирмала Ситхараман потребовала от госпожи Маявати публичных извинений, а министр финансов Арун Джайтли заявил, что таким людям «не должно быть места в общественной жизни». Впрочем, реагируя на подобные выпады в его адрес, сам Нарендра Моди назвал их «подарками», которые только сплотят избирателей вокруг него.
Со своей стороны, лидер ведущей оппозиционной силы — Партии конгресса Рахул Ганди призвал индийских политиков «не использовать друг против друга ненависть и насилие». Сам Рахул Ганди избегал личных выпадов против господина Моди, однако при этом не упускал случая его высмеять, изображая некомпетентным и самовлюбленным политиком. Так, комментируя недавнее заявление премьера о том, что индийским истребителям при нанесении ударов по противнику лучше совершать вылеты в облачную погоду, чтобы остаться незамеченными, Рахул Ганди саркастически заметил: «Наш премьер считает, что современные радары не способны заметить истребители в дождь».
Отреагировал Рахул Ганди и на интервью премьера, в котором он рассказал, что с детства любит манго.
«Моди не говорит о самоубийствах фермеров, о безработице, о коррупции, но он нам рассказывает, как он ест манго, как снимает с него кожицу, и еще как он ловко укладывает в чемодан свой пиджак»,— заявил Рахул Ганди.
В ситуации, когда исход борьбы за власть оставался неясным до последнего момента, многое зависело от того, кого будут готовы поддержать влиятельные региональные силы.
Ожесточенный спор вызвал вопрос о том, на чьей стороне окажется Мутхувель Карунаниди Сталин — лидер партии «Дравида муннетра кажагам» — ведущей оппозиционной силы крупнейшего на юге страны штата Тамилнад. Дезавуируя заявления о том, что его партия поддержит партию власти, индийский Сталин призвал бороться за торжество демократии против Нарендры Моди, которого он назвал «фашистом, садистом и автократом».
Терроризм на радаре выборов
В ситуации оказываемого на него беспрецедентного давления Нарендра Моди сделал главный акцент на вопросах национальной безопасности и борьбы с терроризмом, напомнив о принятом им решении нанести авиаудары по лагерям террористов в Балакоте, находящимся на пакистанской территории.
26 февраля 12 истребителей ВВС Индии «Мираж 2000» пересекли линию контроля в разделенном между Индией и Пакистаном Кашмире и уничтожили лагерь группировки «Джаиш-е-Мухаммад» в ответ на теракт в индийском Пулваме, унесший жизни более 40 военнослужащих. Это был первый подобный рейд после индо-пакистанской войны 1971 года. «Оппозиция неоднократно ставила под сомнение наносимые нами удары по террористам. Но это Моди провозгласил политику уничтожения террористов, добравшись до их домов. Вы мне скажите, убивать террористов в их домах — это хорошо или плохо?» — воззвал Нарендра Моди к своим избирателям.
Окончательные итоги выборов будут объявлены 23 мая.
«Фактически эти выборы дадут ответ на главный вопрос: какого лидера хочет иметь Индия в ближайшие пять лет. Готова ли страна продлить полномочия "сильной руки", несмотря на допущенные премьером ошибки, или она предпочтет дать шанс "темной лошадке", единственной целью которой было добиться ухода Нарендры Моди»,— комментирует интригу индийской политики главный редактор India Writes Network Маниш Чанд.