Сыграть не по правилам
От победителя президентской гонки на Украине Владимира Зеленского избиратели с нетерпением ждут перемен. Вместе с тем ему трудно будет обойтись без альянса с прежними политическими элитами. Почему — объясняет немецкий политолог профессор Дмитрий Стратиевский.
Неожиданная победа Владимира Зеленского в президентской гонке на Украине поднимает множество вопросов, окончательно ответить на которые удастся только месяцы спустя. Quo vadis — камо грядеши, Зеленский? Как поступит политический новичок: будет шаг за шагом отказываться от прозападного курса и искать близости с Россией или ограничится лишь «пластической коррекцией» позиции своего предшественника Петра Порошенко? Решится ли Зеленский на коренные реформы украинской социально-политической системы, включая ее темные стороны, как, например, доминирующее положение олигархов, или же со временем примет существующие правила игры?
Многие реформы, инициированные Порошенко, такие как децентрализация, реформа пенсионной системы и здравоохранения, не вызывали у Зеленского нареканий в его бытность кандидатом и не подвергнутся пересмотру после инаугурации. Критика Зеленского во время предвыборной кампании фокусировалась главным образом на трех (как он считает) провалах нынешнего правительства: недостаточной прозрачности процесса выработки политических решений, засилье коррупции и бедности.
В своей программе Зеленский заявлял о необходимости расширить нормы прямой демократии, лишить иммунитета парламентариев, судей и самого президента, принять новый закон «О народовластии». Требования, близкие к призывам популистских партий в ЕС, откликнулись в сердцах многих украинцев, показавших красную карточку действующему президенту.
Реализовать их в одиночку Зеленскому не удастся, поскольку соответствующие решения относятся к компетенции законодательной ветви. Кроме того, лишение иммунитета высокопоставленных народных представителей и функционеров может сделать их уязвимыми для шантажа. Во многих государствах ЕС, включая Германию, парламентарии пользуются аналогичной защитой от уголовного преследования. Зеленский должен понять, что осуществить его концепцию будет достаточно трудно, и в корне ее переосмыслить. В части борьбы с коррупцией, которая была неотъемлемой частью предвыборной программы каждого из кандидатов в президенты Украины за последние 20 лет, Зеленский предлагал лучше платить честным госслужащим и жестче наказывать коррупционеров, включая пожизненный запрет занимать чиновничьи должности.
Такие идеи не новы. Еще в 2014 году при Порошенко было создано Национальное антикоррупционное бюро, а потом и Специализированная антикоррупционная прокуратура. В 2016 году результаты их деятельности были признаны «скромными». Одна из причин заключается в концентрации капиталов в руках крупных концернов, контролирующих около 40% ВВП.
В такой ситуации уместны не революционные, а эволюционные перемены в виде содействия мелкому производству, малому и среднему бизнесу — естественным врагам коррупции. Но это длительный процесс, похоже трудно сочетаемый с нетерпением электората. В борьбе с бедностью Зеленский в краткосрочной перспективе не преуспеет: теневой сектор составляет около 45% украинской экономики, и собираемость налогов крайне низка. Многие украинцы не осознают причинно-следственной связи между уплатой налогов и сборов и ростом уровня жизни.
Острый комментарий Зеленского относительно решения Москвы упростить предоставление российского гражданства жителям Донбасса облетел первые полосы мировых газет. Надежда украинцев продемонстрировал жесткость позиции в конфликте с Россией.
При нынешних обстоятельствах ни один украинский глава государства не может позволить себе пророссийские действия — такие шаги не получат сколь-либо широкой поддержки.
Политическая, культурная и экономическая элита, включая украинских олигархов, не желает альянса с Москвой. В то же время от Зеленского ждут эффективных шагов в войне на востоке Украины, отличных от стратегии его предшественника, в идеале — скорого прекращения войны без отделения территории.
Эта проблема подобна квадратуре круга, и, похоже, Киеву не решить ее в одиночку. Зеленскому не избежать затяжных переговоров с Россией. Его предложение обсудить роль Кремля в войне непосредственно с Путиным далеко от действительности, поскольку Москва последовательно отказывается считать себя стороной конфликта в Донбассе. Кроме того, Зеленский обещал заменить украинских переговорщиков в контактной группе, однако такие показательные меры не возымеют большого действия.
Германия входит в число важнейших держав, оказывающих поддержку Украине. За последние пять лет Ангела Меркель выстроила тесные отношения с Порошенко. Приглашение Порошенко в Берлин незадолго до второго тура в Германии вызвало критику, в то время как визит Зеленского в Париж немецкие СМИ комментировали нейтрально. Тем не менее федеральный канцлер отклоняла все прошения Киева об оказании военной помощи.
Такая стратегия получит продолжение. Берлин готов содействовать миру, не встревая, однако, в восточно-украинский конфликт. У Зеленского (согласно конституции, именно президент определяет основные моменты внешней политики) не будет причин для ревизии сложившейся модели украинско-германских отношений.
Лишь немногие имена людей из близкого окружения Зеленского могут что-то сказать общественности. Будучи кандидатом, он назначил «доверенных лиц» в каждом регионе страны — в основном это люди малоизвестные и еще недавно далекие от политики. Но в его команде есть и личности, давно присутствующие на украинской политической арене. Его важнейший советник Дмитрий Разумков руководил предвыборными кампаниями целого ряда известных политиков, например Сергея Тигипко, который в свое время тоже баллотировался в президенты и занимал посты вице-премьера и министра при Кучме и Януковиче. В прошлом Разумков состоял в Партии регионов. Существенную роль в штабе Зеленского играет адвокат Вадим Галайчук, в свое время сотрудничавший с партией «Наша Украина» Виктора Ющенко. Не назовешь новичком и Александра Данилюка, уже назначенного секретарем Совета безопасности.
Люди со старыми, проверенными связями в различных группах влияния помогут Зеленскому сориентироваться на высоком посту и получить доступ к тем или иным людям. Для новоиспеченного главы государства это означает не только укрепление его позиций, но и включение в «системную политику», против которой он не так давно агитировал.
Зеленского ждут колоссальные задачи. Сегодня он стоит перед стратегической дилеммой: как политик без «груза прошлого», Зеленский пользуется большим кредитом доверия у населения. Будущему президенту нельзя разочаровать избирателей, он должен продемонстрировать новое качество политики и вместе с тем отвоевать себе место на украинском политическом ландшафте, чтобы в принципе иметь возможность править страной. С учетом предстоящих парламентских выборов осенью текущего года Зеленскому первым делом нужно сформировать хотя бы временные альянсы с ведущими деятелями, такими как Юлия Тимошенко и Владимир Гройсман. Но такие альянсы будут означать для него еще более глубокую интеграцию в существующие реалии украинских политических элит.