Покупатели недооценили хлорную нефть
Юрий Барсуков об урегулировании убытков по ситуации с «Дружбой»
Total, владелец немецкого НПЗ Leuna, и Eni, совладелец НПЗ Schwedt, отказались платить «Роснефти» и «Сургутнефтегазу» за поставки загрязненной хлорорганикой нефти в апреле, сообщил Reuters. Такое решение было ожидаемо, поскольку, согласно контракту, потребители имеют право отказаться от приема нефти, не соответствующей паспорту качества. Немецкие НПЗ прекратили получать сырье из нефтепровода «Дружба» 25 апреля, то есть неоплаченными остались поставки только за шесть дней, речь идет максимум о нескольких десятках миллионов долларов. Поскольку прокачка все еще не восстановлена, в мае сумма будет существенно больше.
Есть прямые и косвенные потери потребителей от загрязненной нефти. Первые — это расходы на закупку чистой нефти, которая либо напрямую замещает загрязненную нефть, либо подмешивается в нее, чтобы добиться приемлемой концентрации хлорорганики. Такие потери сравнительно просто рассчитать, их можно прямо включить в стоимость поставленной хлорной нефти в виде скидки, однако, по словам собеседников “Ъ”, пока нет никаких договоренностей даже по этому пункту. Косвенные потери — это упущенная выгода НПЗ от снижения загрузки, ее сложнее оценить и сложнее обосновать в рамках контракта на поставку нефти. Собеседники “Ъ” не уверены, что российские нефтекомпании в принципе будут признавать такого рода убытки своих контрагентов.
Во многом консервативный подход российских нефтекомпаний вызван тем, что они будут стремиться во всех случаях перевыставить свои убытки «Транснефти». Вице-премьер Дмитрий Козак уже пообещал, что трубопроводная компания, на которой лежит ответственность за качество нефти в системе, выплатит компенсацию «всем, кто докажет, что у него есть реальные убытки». Но на данный момент совершенно неясно, как будет выглядеть этот механизм. Собеседники “Ъ” в нефтяной отрасли опасаются, что далеко не все убытки, выставленные компаниям, «Транснефть» будет готова компенсировать.
При этом источники “Ъ” заостряют внимание не на проблеме убытков (хотя их размер накапливается со временем, суммы все равно остаются незначительными для столь крупных компаний), а на вопросе восстановления поставок чистой нефти в Европу. Когда они возобновятся, можно будет постепенно вернуть в оборот большую часть загрязненной нефти, подмешивая ее к чистой, и тем самым во многом решить вопрос компенсаций. Восстановление поставок также устранит проблему недозагрузки НПЗ. Пока быстро восстановить прокачку не получается: возобновление поставок чистой нефти в Польшу планировалось на 20 мая, но этого не произошло.