ЦСКА занял свое место
Спустя три года он снова стал лучшим клубом Европы
ЦСКА вернул себе титул сильнейшего баскетбольного клуба Европы, победив в финальном матче Евролиги в Витории (Испания) турецкий «Анадолу Эфес» — 91:83.
Эта история, конечно, прежде всего про то, что победы в спорте не приедаются. Потому что, глядя после матча на игроков, тренеров, руководителей ЦСКА, можно было подумать, будто они шли к этому трофею вечность. Радость хлестала через край из всех — молодых, ветеранов. И все, чтобы описать свои эмоции, находили примерно одинаковые слова: о натянутых нервах, о бившемся втрое чаще, чем обычно, сердце, о страхе при мысли, что титул может уплыть из рук.
Между тем для ЦСКА он был четвертым в Евролиге. Первые два, в 2006 и 2008 годах,— родом из предыдущего десятилетия. Но третий ведь был совсем свежим. Он — всего-то трехлетней давности. И многие армейцы, которые в первом матче испанского «Финала четырех» героически отыгрывали достигшее почти полутора десятков очков отставание от «Реала», а в следующем, сами уйдя в отрыв, не давали подступиться к себе очень старавшемуся, очень злому «Анадолу Эфесу», праздновали и тогда, в Берлине. Но за три года вкус к большим победам и у них, как выяснилось, никуда не исчез.
Хотя, может, дело в обстоятельствах. В раздражении, накопившемся оттого, что свою никуда не девшуюся мощь не удается трансформировать в соответствующий ей результат. В двух сезонах, предшествовавших этому, ЦСКА ведь снова смотрелся фаворитом, достойным титула, но оступался в полуфиналах на «Олимпиакосе» и «Реале». А просто участие в «Финале четырех» игроков, надевших майку московской команды, удовлетворить, видимо, уже не может, так как является чем-то обыденным со времен как раз первых титулов.
А еще эта история — о том, как по-разному можно интерпретировать спортивные взлеты. Например, трудно будет придраться к тем, кому армейский триумф покажется торжеством самых простых факторов. Благодаря тому, что Единая лига ВТБ настаивает на том, чтобы все ее клубы ежегодно открывали бюджеты, известно, что армейский зашкаливает за 2,5 млрд руб. и долго держится на таком уровне. А это — уровень высочайший по меркам континентального баскетбола, в тройке богатейших команд. Уровень, позволяющий замечательно комплектоваться, звать игроков с репутацией, бэкграундом, гарантирующих отдачу, вроде Нандо де Коло или Серхио Родригеса. Уровень, предполагающий, что призы время от времени будут.
Но трудно будет придраться и к тем, кто в происшедшем в Испании увидит куда более красивый кейс. Оду не сытости и стабильности, а даже, можно сказать, риску и чутью.
Вот, допустим, кем ЦСКА освежал заявку, чтобы повторить берлинский прорыв? Ну да, среди подписанных был Родригес с его сверкающей наградами биографией. Но в 2017 году ЦСКА в поисках человека, умеющего решать ключевые моменты, остановился и на Уилле Клайберне, у которого биография была в сто раз беднее, который создавал имя в скромнейшем «Хапоэле» из израильского города Холон и турецкой «Дарюшшафаке», тоже все-таки не гранде Евролиги. В 2018-м, производя небольшое переформатирование в свете во многом болезненной осечки в белградском «Финале четырех», не вырулившем даже к бронзе, взял Дэниела Хэккетта с тянущимся за ним шлейфом неприятных травм и Алека Питерса с Джоэлом Боломбоем — баскетболистов, попробовавших себя в НБА, но так и не обозначивших четко свой потенциал. От них никакой гарантией титула не веяло. В итоге в Берлине Питерс с Боломбоем неплохо исполнили свои маленькие, но важные роли, Хэккетт свою важную — сдерживать лидеров, таких как Шейн Ларкин из «Анадолу Эфеса», и при этом помогать атаке — исполнил замечательно, а Клайберн, набравший в главном матче Евролиги, получил приз MVP «Финала четырех».
А вот тренер Димитрис Итудис. «Все помнят, какого решения ожидали от меня»,— это президент ЦСКА Андрей Ватутин говорил в Витории, воскрешая в памяти печальные белградские события годичной давности и имея в виду, разумеется, именно Итудиса. Итудиса, насчет которого в тот момент в рядах внимательно следящих за баскетболом сформировалась, кажется, общая точка зрения: однажды — везунчик, но потом растерял запас удачи и не научился выводить команду на пик к матчам повышенной сложности и ценности. Его отставка — а это ее Ватутин называл «ожидаемым решением» — никого не удивила бы. Итудис остался, чтобы продемонстрировать, что такое идеальный выход на пик, идеальная подготовка к двум конкретным сильным соперникам. Похоже, интриги в вопросе, предложат ли ему летом продлевать истекающий контракт с ЦСКА после этого «Финала четырех», стало чуточку меньше.