Metro теряет позиции
Сеть может покинуть десятку крупнейших ритейлеров
Из десятки крупнейших розничных сетей по объему выручки в России может выбыть Metro. По данным Infoline, в 2018 году она опустилась с седьмого на десятое место, показав снижение оборота на 8%, до 203,3 млрд руб. Проблемы Metro аналитики связывают с отставанием от основных конкурентов по качеству сервиса, ценам и усилением конкуренции в оптовых продажах. Место Metro в рейтинге 2019 года может занять онлайн-ритейлер Wildberries.
Рейтинг крупнейших российских розничных сетей по выручке в 2018 году подготовило агентство Infoline. Как следует из отчета, с которым ознакомился “Ъ”, тройка лидеров за год осталась прежней. Первое место сохранила X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»), выручка которой в 2018 году выросла на 18,3%, до 1,53 трлн руб. (без НДС). Оборот второго в списке «Магнита» за тот же период увеличился на 8,2%, до 1,23 трлн руб. Третье место сохранила «Лента», выручка которой в 2018 году выросла на 13,2%, до 413,5 млрд руб.
На четвертое место в рейтинге поднялась объединенная «М.Видео—Эльдорадо»: в 2018 году выручка группы выросла на 62,1%, до 321,2 млрд руб. Auchan, по оценкам Infoline, в 2018 году опустился с четвертой строчки рейтинга на пятую, показав снижение выручки на 8,5%, до 306,4 млрд руб. Оборот «Красного & белого» вырос на 40%, до 301 млрд руб., что позволило сети подняться на две строчки в рейтинге, до шестого места. ГК «Дикси» (также управляет магазинами «Виктория» и «Мегамарт») опустилась с пятого на седьмое место, увеличив выручку на 5,6%, до 298,7 млрд руб. Сеть Leroy Merlin потеряла одну позицию, заняв восьмое место с выручкой 272 млрд руб. против 225,3 млрд руб. годом ранее. DNS увеличил оборот на 35,7%, до 268,5 млрд руб., поднявшись с десятого на девятое место. Основатель DNS Дмитрий Алексеев цифру подтвердил. В Leroy Merlin заявили, что товарооборот сети в 2018 году был более 320 млрд руб. с учетом НДС. В Auchan отказались от комментариев.
Самое заметное падение в рейтинге Infoline показала Metro, опустившись с седьмого на десятое место. За финансовый год (с 1 октября 2017-го по 30 сентября 2018 года) оборот сети снизился на 8%, до 203,3 млрд руб. Резкое снижение выручки Metro в России в 2018 году может быть вызвано сокращением трафика и продаж розничным клиентам, говорит гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. По его словам, проблемы сети связаны с отставанием от основных конкурентов, в первую очередь «Ленты», по качеству сервиса и ценам для розничных клиентов, переориентацией покупателей на малые форматы, а также резким сокращением спроса на категории non-food, под которые в Metro было отведено почти 50% площади. Старший аналитик «Атона» Виктор Дима добавляет, что негативно на бизнесе Metro в России могло сказаться и усиление конкуренции в сегменте оптовых продаж со стороны классических ритейлеров, таких как «Магнит», а также сужение одного из ключевых каналов сбыта — несетевой традиционной розницы.
В Metro заявили “Ъ”, что в текущем финансовом году видят положительный тренд. Если в первом квартале продажи сети в России в рублях снижались на 2,8%, то во втором темпы падения замедлились до 2,3%, говорит представитель ритейлера. Metro тем временем планирует смену руководства в РФ. С 1 июня пост гендиректора сети в России должен занять Мартин Шумахер, который работал коммерческим директором сети. Текущий CEO Джери Калмис решил продолжить карьеру за пределами компании, сообщала Metro. Там уточнили, что смена руководства обеспечит второй этап трансформации бизнеса согласно новой стратегии. В частности, приоритетом стала новая ценовая политика, подразумевающая снижение цен и переориентацию клиентов с закупок по промо на постоянные оптовые условия, говорили в Metro.
Как отмечает Михаил Бурмистров, ссылаясь на данные Metro, в текущем финансовом году продажи сети в России могут быть примерно на 1,3% ниже, чем в прошлом. По его прогнозам, по итогам 2019 года десятым в рейтинге крупнейших ритейлеров станет интернет-магазин Wildberries. В Wildberries сообщили “Ъ”, что прогнозируют рост оборота в 2019 году выше 200 млрд руб. Кроме того, добавляет господин Бурмистров, третье место в рейтинге займет объединенная компания, созданная на базе сетей «Дикси», «Бристоль» и «Красное & белое», с выручкой, близкой к 800 млрд руб. без НДС.
Топ-10 российских ритейлеров по выручке в 2018 году
|
*За финансовый год с 1 октября по 30 сентября.
Источник: Infoline.