Разговоры о взрывном устройстве оценят эксперты
В Петербурге назначили две экспертизы по делу о теракте в метро
Суд в Санкт-Петербурге назначил две судебно-криминалистические экспертизы по делу о теракте, произошедшем 3 апреля 2017 года в петербургском метро. Экспертам предстоит определить схожесть взрывчатых веществ, найденных на месте происшествия и в других местах, где проводились следственные действия. Другая экспертиза установит, действительно ли один из голосов из телефонных переговоров со смертником Акбаржоном Джалиловым принадлежит Аброру Азимову. Он, как и остальные фигуранты, свою причастность к преступлению категорически отрицает.
На заседаниях, прошедших на прошлой неделе, гособвинение ходатайствовало о проведении двух экспертиз. Их проведет Институт криминалистики Центра специальной техники ФСБ России. Первая из них определит схожесть пяти образцов взрывчатых веществ, которые оперативники нашли в четвертом вагоне электропоезда, на станции метро «Площадь Восстания», в квартире смертника Акбаржона Джалилова, в квартире на Товарищеском проспекте, где задержали большую часть фигурантов, и в чемодане Аброра Азимова, найденного в комнате общежития в подмосковном поселке Лесной городок. Как пояснил “Ъ-СПб” адвокат Марат Сагитов, представляющий интересы сразу четырех обвиняемых — Махамадюсуфа Мирзаалимова, Бахрама Эргашева, Азамжона Махмудова и Сейфуллы Хакимова, в ходе досудебного следствия эксперты сравнивали между собой образцы взрывчатого вещества, найденного в Петербурге. Новая экспертиза сравнит их с образцом, найденным в Москве.
Вторая экспертиза установит, принадлежит ли голос мужчины из телефонного разговора со смертником накануне теракта Аброру Азимову. На заседании прокурор огласила стенограмму, где двое мужчин на узбекском языке обсуждают некие «новости», «хорошие возможности» и огнетушитель. «Этот огнетушитель есть же. Одну себе в рюкзак сделал, круглую, большую»,— говорит один из собеседников, которого обвинение идентифицирует как смертника Акбаржона Джалилова. Говорящий также уточняет, что «работу останавливает нехватка лампочки» и если он сможет найти недостающий элемент в ближайшее время, то «спустится в метро уже послезавтра».
«Одна вещь, когда закончишь, все связи есть же, все надо уничтожить, все в воду побросай, я тебе деньги положил, тоже надо сжечь или в воду бросать. Квартиру тоже. Хлор есть же. Которым в туалет брызгают»,— отвечает ему другой мужчина, следует из оглашенных материалов дела. По версии обвинения, второй голос принадлежит Аброру Азимову. Назначенная судебно-криминалистическая экспертиза должна достоверно установить, кто произносил приведенные фразы. Сам Аброр Азимов в суде утверждал, что не разговаривал с Акбаржоном Джалиловым, а взрывчатое вещество, найденное в личных вещах, ему подбросили.
Назначенные экспертизы будут проводиться без приостановки слушаний. На последнем заседании, по словам адвоката Марата Сагитова, суд продолжил допрос свидетелей обвинения. Среди них был сосед из дома на Товарищеском проспекте. Он, по словам адвоката, путался в показаниях, данных в разное время: на прошедшем заседании он рассказывал, что видел в глазок, как в квартиру фигурантов заносят некие мешки. При этом во время следствия он утверждал, что все-таки открывал дверь и видел в окно машину, из которой эти сумки выносились.
Слушания по делу идут уже почти два месяца. За это время прокурор Надежда Тихонова огласила большую часть показаний потерпевших. Суд также закончил проводить допросы некоторых из них в судебном заседании. Часть потерпевших заявила к обвиняемым гражданские иски, общая сумма которых уже превышает 120 млн рублей. Следующее заседание состоится 22 мая.
Взрыв в Петербургском метрополитене, напомним, прогремел два года назад, 3 апреля, в одном из вагонов электропоезда, двигавшегося от станции «Сенная площадь» к «Технологическому институту». В результате взрыва 15 человек погибли, а 67 получили ранения различной степени тяжести.
Как обвиняемый пожаловался на подпольную тюрьму
Члены Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Санкт-Петербурга обратились в Генпрокуратуру и Следственный комитет РФ (СКР) с просьбой проверить заявления одного из подсудимых по делу о теракте 3 апреля 2017 года в петербургском метро Мухамадюсупа Эрматова.