Банкиры выписывают билеты
Тинькофф-банк создал туристическое агентство
Борьба за клиентов вынуждает банки искать новые каналы их привлечения, одним из которых может стать туристический бизнес. Первым свое онлайн-тревел-агентство (ОТА) создал Тинькофф-банк Олега Тинькова, который хочет занять 10% рынка продажи авиабилетов через интернет. Задумываются о подобном проекте и в Сбербанке. Но маржинальность этого бизнеса не превышает 1–3%, а профильные игроки ищут другие источники дохода, предупреждают эксперты.
О том, что Тинькофф-банк начал развивать собственное онлайн-тревел-агентство, “Ъ” рассказали в самой финансовой организации. Банк уже подключился ко всем крупным системам бронирования, а авиабилеты «Тинькофф-путешествий» доступны в мета-поисковиках (Aviasales и пр.). По словам представителя банка, в проект вложено около $2 млн. Средства пошли на зарплаты сотрудникам, приобретение стороннего и разработку своего программного обеспечения.
Тинькофф-банк развивает тревел-направление с апреля 2018 года. Изначально компания работала по технологии white label, выступая субагентом по продажам авиабилетов других агентов, в том числе «Авиакасс» и OneTwoTrip. С последним сервис еще работает в рамках реализации железнодорожных билетов, но в итоге и их в компании планируют начать продавать самостоятельно. К сервису Тинькофф-банк рассчитывает подключить продажу билетов на междугородние автобусы, аэроэкспрессы и трансферы. Услуги будут интегрированы в мобильное приложение банка.
Гендиректор Biletix Игорь Константинов оценивает объем российского рынка ОТА в 1 трлн руб. в год, ежегодно показатель растет на 10–15%. Половина приходится на продажу авиабилетов. Общий объем пассажирских перевозок российских авиакомпаний в 2018 году, по данным Росавиации, был на уровне 116,1 млн человек. В Тинькофф-банке подсчитали, что примерно 35% из них приобрели авиабилеты онлайн. В перспективе там надеются продавать через интернет 10% всех авиабилетов в стране. Сейчас через «Тинькофф-путешествия» реализуется 70–80 тыс. билетов в месяц, половину из которых покупают клиенты банка.
Проект Тинькофф-банка — первое общедоступное ОТА, которое самостоятельно создал банк. Сегодня по технологии white label тревел-проекты развивают также Альфа-банк и Сбербанк. Собеседники “Ъ” на туристическом рынке указывают, что Сбербанк тоже задумывается о самостоятельно работе в этом сегменте. В Сбербанке на запрос “Ъ” не ответили. В Альфа-банке “Ъ” пояснили, что, учитывая невысокую маржинальность бизнеса, конъюнктуру рынка, необходимые инвестиции в развитие и поддержку системы бронирования, работа со сторонними ОТА выгоднее.
По словам Игоря Константинова, рынок ОТА уже поделен между игроками, которые стремятся найти источники дохода в продаже внеавиационных продуктов. Серьезные новые игроки не появлялись давно — инвесторы не видят в этом смысла из-за высокой конкуренции, низкой рентабельности и небольших возможностей для дифференциации, добавляет гендиректор Ozon.travel Михаил Осин. Доходность бизнеса по продаже авиабилетов директор «Связной трэвел» Андрей Осинцев оценивает в 1–3%. Но получение прибыли от продажи билетов может быть не целью Тинькофф-банка. Старший аналитик «Атона» Михаил Ганелин считает это хорошим каналом привлечения новых клиентов, за которых банки сейчас активно борются. Кроме того, продукт повысит интерес к брендовым картам, добавляет он.