«Пассажиравтотранс» бьется за индивидуальный подход
к вознаграждению за продажу билетов на автовокзале на Обводном канале
ГУП «Пассажиравтотранс» (ПАТ) намерено продолжить спор с антимонопольной службой в Верховном суде о тарифной политике для транспортных компаний, работающих на автовокзале на набережной Обводного канала. ПАТ является его оператором. УФАС еще в феврале предписало предприятию установить единые тарифы на продажу билетов транспортных компаний, которые обслуживаются на вокзале. Но ГУП оспаривало это решение в судах. Сейчас предприятие берет от 2 до 5% за билетно-кассовые услуги. С этим не согласны ряд малых перевозчиков и УФАС, которые уверяют, что «Пассажиравтотранс» злоупотребляет доминирующим положением, в частности, устанавливая процент вознаграждения в зависимости от количества проданных билетов.
Кассационная инстанция вслед за судом апелляционной инстанции и первой инстанции отказала ГУП «Пассажиравтотранс» в оспаривании протокола УФАС, предписывающего отменить дифференциацию тарифов при продаже билетов на рейсы транспортных компаний, которые отправляются с оперируемого ГУПом автовокзала. «Пассажиравтотранс» продолжает настаивать на своей позиции и намерен обратиться в Верховный суд.
Сейчас транспортные компании заключают с ПАТ договор на вокзальное обслуживание, дополнительно к нему перевозчик может заключить агентские договоры на продажу билетов. В этом ряд перевозчиков, по словам источника “Ъ”, усмотрел признаки навязанной услуги. «Сумма вознаграждения "Пассажиравтотранса" за оказание услуги по продаже билетов напрямую зависит от суммы, на которую перевозчиком проданы билеты. Так как стоимость билета увеличивается пропорционально дальности следования автобуса, соответственно, увеличивается и сумма отчислений за услугу автовокзала по продаже билетов»,— говорится в сообщении УФАС. По сути, антимонопольное ведомство настаивает на том, чтобы «Пассажиравтотранс» оказывал одинаковые услуги, продавая билет и на короткий маршрут, и на маршрут дальнего следования, говорит руководитель практики имущественных и обязательных отношений НЮС «Амулекс» Галина Гамбург.
В «Пассажиравтотрансе» опровергают информацию о варьировании тарифа в зависимости от дальности маршрута. В «Пассажиравтотрансе» “Ъ” сообщили, что процент (2–5%), который ГУП получает от реализации билетов, напрямую зависит от объема продаж (квот): для компаний, которые продают билеты в основном через кассы вокзала на Обводном, процент ниже, для других — выше. В среднем за месяц ГУП продает около 49 тыс. билетов в кассах автовокзала (статистика за 2017 год). У крупных перевозчиков, которые имеют собственные сайты по продаже билетов, доля онлайн-продаж и реализации билетов через собственные кассы составляет до 85%, говорит член совета директоров АО «Совавто — Санкт-Петербург» Сергей Петросян. Однако малым предприятиям, для которых создание собственного сайта — дорогостоящее вложение, продавать билеты приходится через кассы автовокзала. Заявителями по делу являются ООО «СКСавто», ООО «Вытегорское ПАТП», АО «Совавто — Санкт-Петербург», ИП Гиляев, ИП Берко, ИП Горбачева. У некоторых из них объем продаж билетов через кассы автовокзала достигает 97%.
«Тарифы на перевозку низкие, потому что покупательная способность падает, растет стоимость топлива, кроме этого, перевозчику необходимо заплатить за вокзальное обслуживание, отдать процент от продаж билетов. Нормы прибыли в такой ситуации мизерные»,— объясняет господин Петросян. Малым транспортным предприятиям приходится конкурировать с нелегальными перевозчиками, себестоимость которых зависит только от цен на топливо и не включает затраты на стандарты безопасности, говорит господин Петросян. По словам источника “Ъ” на рынке, в таких условиях есть прецеденты ухода на «серый» рынок.
В «Пассажиравтотрансе» уверены, что у предприятия нет доминирующего положения в части продаж билетов, поскольку перевозчики давно продают билеты на автобусы онлайн на собственных ресурсах, либо с помощью других интернет-сервисов. Однако в ООО «СКСавто» утверждают, что продажа билетов через субагентов приводит к удорожанию билетов на 10%. В ГУПе считают, что если тариф на услугу по продаже билетов будет взиматься не в процентах от стоимости, а в фиксированной сумме, это поставит в невыгодное положение перевозчиков, которые обслуживают «короткие» маршруты. В ГУПе и комитете по транспорту не комментируют финансовые показатели от оперирования вокзалом, а также долю прибыли от агентского вознаграждения и терминального обслуживания. В «Пассажиравтотрансе» добавили только, что работа вокзала не дотируется из бюджета, поэтому «тарифы должны обеспечивать безубыточность деятельности».
Партнер компании «Нафко» Павел Иккерт считает, что дальнейшие попытки «Пассажиравтотранса» по защите собственных интересов в Верховном суде, скорее всего, не возымеют успеха. Отсутствие ограничений по заключению агентского договора или покупки билетов через другие сервисы не отменяет того факта, что ГУП занимает доминирующее положение на рынке. Если установлено, что большую часть билетов перевозчики реализовывали именно через кассы ГУПа, то его доминирующее положение при наличии альтернатив, существование которых никем из участников спора не отрицается, сложно отрицать, говорит эксперт. С ним согласна госпожа Гамбург, называя шансы на дальнейшее оспаривание минимальными.