Над Ираном сгустился Twitter
Дональд Трамп пригрозил Тегерану «официальным концом»
Президент США Дональд Трамп сделал новое заявление по Ирану, допускающее возможность военной конфронтации. Как написал глава Белого дома в Twitter, в случае вооруженного конфликта Исламскую Республику ждет «официальный конец». Эскалация иранского кризиса происходит на фоне серии нападений и диверсий в государствах арабского мира — от Ирака до стран Персидского залива, в которых США и их союзники обвиняют Тегеран и подконтрольные ему силы. В этой ситуации король Саудовской Аравии призвал провести 30 мая в Мекке экстренный саммит лидеров арабских стран. А госминистр по иностранным делам Адель аль-Джубейр предупредил: «Если другая сторона выберет войну, королевство ответит со всей силой и решительностью».
Жесткое заявление в адрес Ирана, в котором Дональд Трамп допустил возможность силового противостояния с Исламской Республикой, по своему тону разительно отличалось от его предыдущих высказываний, включая последнее интервью телеканалу Fox News, вышедшее в эфир в тот же день — в минувшее воскресенье.
«Если Иран хочет воевать, то ему официально придет конец. Никогда больше не угрожайте США»,— написал Дональд Трамп в Twitter, подтвердив, что в Белом доме рассматривают все сценарии, включая военный.
Это предупреждение стало неожиданностью, учитывая, что руководство Исламской Республики в последнее время тщательно избегает воинственной риторики. Тегеран неоднократно давал понять, что не желает эскалации, несмотря на то что в начале мая США направили в Персидский залив ударную группу ВМС во главе с авианосцем «Авраам Линкольн» и тактическую группу бомбардировщиков.
«В отличие от северокорейского руководства, которое в периоды обострения конфликта с США обещало обрушить на противника "море огня", ни духовный лидер Исламской Республики, ни ее президент, ни военное командование не пытаются угрожать США. Так что дело не в позиции Тегерана, которая остается сдержанной,— заявил “Ъ” старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сотников.— Проблема в том, что в Белом доме и среди американских неоконсерваторов есть растущий запрос на эскалацию с Тегераном. Дональд Трамп не может это игнорировать, хотя последнее слово в вопросе о том, воевать с Ираном или нет, остается за ним».
Примечательно, что в интервью Fox News, которое он дал в конце прошлой недели, Дональд Трамп всячески пытался охладить страсти вокруг Ирана. Излагая свое видение ситуации, глава Белого дома сообщил, что он «не из тех, кто хочет ввязываться в войну, потому что война вредит экономике, убивает людей». Впрочем, при этом он выразил удовлетворение введенными против страны санкциями и пообещал продолжать давление, которое, по его словам, не должно позволить Тегерану получить ядерное оружие.
Последние заявления иранского руководства также свидетельствуют о том, что в Тегеране не видят предпосылок для военного противостояния с США, несмотря на «игру мускулами» в Персидском заливе.
«Мы уверены, что войны не будет, поскольку мы не хотим войны, и ни у кого нет мыслей или иллюзии, что они могут противостоять Ирану в регионе»,— заявил в конце прошлой недели агентству IRNA глава МИД Ирана Мохаммад Джавад Зариф.
В свою очередь, президент Ирана Хасан Роухани вступил в заочный спор с Дональдом Трампом, считающим, что давление на Иран может заставить его пойти на уступки и взять на себя дополнительные обязательства, выходящие за рамки Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по иранской ядерной программе, подписанного летом 2015 года в Вене. «Мы не сядем за стол переговоров в условиях разнузданного давления и угроз. Да, иранцы являются приверженцами логики диалога, но когда враждебная сторона говорит, что заставит нас вступить в переговоры, мы не капитулируем перед этим высокомерием, даже если весь мир будет против нас»,— предупредил президент Роухани.
Одной из причин ужесточения тона президента Трампа по отношению к Ирану может стать серия последних инцидентов на Ближнем Востоке, направленных против союзников США и, как считают в Вашингтоне и ряде столиц арабских государств, спланированных подконтрольными Исламской Республике силами. В частности, в последние две недели в Персидском заливе нападению подверглись четыре танкера, а также две станции по перекачке нефти. За последней атакой, как заявили власти Саудовской Аравии, стояли базирующиеся на территории Йемена повстанцы-хуситы, действующие по указанию Тегерана.
Кроме того, в минувшее воскресенье ракетному обстрелу подверглась центральная часть иракской столицы — Багдада (так называемая «Зеленая зона»), где, в числе других иностранных представительств, находится посольство США. После этого в Госдепартаменте США заявили: Иран будет привлечен к ответственности, если выяснится, «что эти нападения были осуществлены марионетками Тегерана».
В этой ситуации король Саудовской Аравии Сальман бен Абдель Азиз Аль Сауд призвал лидеров арабского мира провести 30 мая в Мекке экстренный саммит по иранскому кризису, в котором примут участие Лига арабских государств и Совет сотрудничества государств Персидского залива. А госминистр по иностранным делам Саудовской Аравии Адель аль-Джубейр, комментируя ситуацию вокруг Ирана, предупредил: «Саудовская Аравия не хочет войны в регионе, не стремится к ней и сделает все от нее зависящее, чтобы предотвратить эту войну. В то же время она подтверждает: если другая сторона выберет войну, королевство ответит со всей силой и решительностью».