Рынок не признал себя в отчетах
Минфина о реализации страховой стратегии
Минфин направил в Минэкономики доклад о реализации дорожной карты Стратегии развития страховой деятельности в РФ до 2020 года. Министерство утверждает, что все мероприятия дорожной карты на настоящий момент выполнены. Однако участники рынка констатируют, что не заметили значимых реформ ни в ОМС, ни в страховании профответственности (в частности, медиков), ни в гармонизации отраслевых норм с развитыми странами и соседями по ЕАЭС. В результате рынок ориентируется на альтернативную собственную стратегию и считает версию Минфина неактуальной.
Минфин отчитался об исполнении утвержденной правительством стратегии развития страхового рынка в РФ на 2013–2020 годы, сообщил вчера «Интерфакс». В частности, доклад ведомства ссылается на динамичный рост средней страховой премии на душу населения в РФ — в 2018 году она увеличилась на 15,7%, до 10,1 тыс. руб. Как рассказал “Ъ” собеседник на рынке, знакомый с текстом доклада, документ направлен на прошлой неделе в Минэкономики, в нем также говорится о том, что общее направление на развитие добровольных видов страхования соблюдается: так, в прошлом году рынок развивался главным образом за счет них — в частности, страхования жизни. Добровольное страхование активно перекрывает обязательное — если в 2017 году их соотношение по сборам составляло 81% к 19%, то в 2018-м — уже 83% к 17%, хотя страховые премии в обязательных видах в 2018 году росли в разы быстрее — 11,9% против 2,8%.
Однако Минфин в своем докладе выделяет пять мероприятий дорожной карты, которые называет исполненными. Это подготовка предложений по совершенствованию системы ОМС, совершенствование законодательства об ОСАГО, развитие законодательной базы по страхованию гражданской ответственности за неисполнение договорных обязательств, профответственности врачей, установление обязательного наличия договора страхования у аграриев для получения субсидий по АПК и гармонизация норм регулирования с требованиями ОЭСР, ЕС, Международной ассоциации страховых союзов и Таможенного союза. При этом на рынке уверены, что Минфин формально подошел к исполнению плана мероприятий. «Реформы ОМС нет, вопрос страхования гражданской ответственности за неисполнение договорных обязательств требует принятия отдельного закона, так написано в нашем базовом законе (об организации страховой деятельности в РФ.— “Ъ”),— говорит собеседник “Ъ” на рынке,— такого закона нет. Очень бы хотелось понять, что конкретно было выполнено и какой был результат по каждому пункту плана, который Минфин считает исполненным».
В докладе этот вопрос не обсуждается. В пресс-службе Минфина “Ъ” сообщили лишь, что «срок действия Стратегии развития страховой деятельности в РФ подходит к концу. Все мероприятия, запланированные в соответствии с дорожной картой, по ее реализации на истекший период полностью выполнены и корректировка действующей стратегии не планируется». Там добавляют, что в настоящее время Минфин с научным сообществом прорабатывает стратегию отрасли уже на следующий период — с учетом «современных вызовов экономике России», задач национальных проектов и цифровизации.
Рынок еще год назад объявил о создании собственной версии стратегии ввиду утраты актуальности действующим документом (см. “Ъ” от 20 апреля 2018 года). Рыночная версия документа учитывает нынешние реалии — санкции, электронное страхование, либерализацию ОСАГО и проч. По ней цель по совокупному объему страховых премий к 2021 году установлена на уровне 2 трлн руб., по доле премий в ВВП — 1,7%, размеру страховой премии на душу населения — в 14 тыс. руб., доле электронных продаж — в 18%. Как заявил “Ъ” президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс, «сообщество само определило ключевые направления роста и поставило амбициозные цели по сборам и доле страхового рынка в ВВП. Еще до официального утверждения документа ряд его пунктов успешно реализовался. Мы четко знаем, каким хотим видеть рынок, и планомерно идем к этой цели». По его словам, страховой блок выгодно отличается как рекордными прибылями, ростом премий, так и уровнем рентабельности. Один из наиболее проблемных видов — ОСАГО — встал на путь выздоровления, отчего выиграли и страховщики, и потребители. «В целом именно поворот к клиенту можно считать показателем взросления отрасли, что связано в том числе и с переходом к саморегулированию и стратегическому планированию развития страхового сегмента»,— говорит он.