Торгцентры опустели на праздники
Девелоперы делают ставку на офисы
Майские праздники не принесли рынку торговой недвижимости оживления: их посещаемость в крупных городах сократилась. Девелоперы и ритейлеры закономерно реагируют на снижение покупательской активности замедлением темпов ввода новых объектов и их заполняемости. Совсем по-другому обстоят дела на офисном рынке, где за качественные крупные площади арендаторам уже приходится побороться.
Майские праздники не стимулировали жителей крупных городов чаще ходить в торговые центры. Как следует из данных Watcom Group, показатель Shopping Index, отражающий динамику посещаемости объектов, на 18-й неделе этого года (29 апреля—5 мая) в Москве увеличился лишь на 1% относительно аналогичного периода прошлого года, а на 19-й неделе (6–12 мая) сократился на 3,6%. Аналогичная динамика оказалась в Санкт-Петербурге, где падение на 18-й и 19-й неделе составило 3,5% и 3,1%, соответственно. В Казани в тот же период Shopping Index снизился на 8,4% и 2%.
Президент Watcom Роман Скороходов связывает снижение интереса к торговым центрам с длинными выходными: на этот период многие предпочли уехать из города. Кроме того, по мнению эксперта, одним из факторов стало проведение акции «Бессмертный полк», собравшей большое количество людей в центральной части города, в то время как крупные торговые объекты находятся за его пределами. В Казани, по наблюдению господина Скороходова, важную роль сыграла установившаяся в городе аномальная жара: в период праздников температура достигала 34 градусов.
Директор отдела исследований рынка CBRE Анна Шепелева указывает, что рынок недвижимости реагирует на снижение покупательской активности и растущие объемы интернет-торговли сокращением объемов строительства торгцентров. Так, по ее словам, в Москве по итогам первого полугодия планируется открыть 200 тыс. кв. м, половина из которых приходится на один объект — торговый центр «Саларис». Всего по итогам года, по словам госпожи Шепелевой, девелоперы рассчитывают сдать 400 тыс. кв. м, 40% этого предложения будет сформировано двумя объектами. Фактически в ближайшие два года на рынок выходят последние крупные объекты качественной торговой недвижимости»,— делает вывод эксперт.
В Knight Frank прогнозируют, что по итогам второго квартала вакантность торговых площадей в Москве увеличится на 0,4 процентного пункта по сравнению с предыдущим отчетным периодом, до 7,4%. Средние ставки аренды в торговых галереях при этом практически не скорректируются и будут оцениваться в 120 тыс. руб. за кв. м в год. Директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Евгения Хакбердиева указывает, что помимо ввода двух крупных объектов московский рынок в этом году ждет открытие первых проектов ADG Group на месте реновируемых кинотеатров и нескольких небольших торгцентров в составе ТПУ.
В отличие от стагнирующего рынка торговой недвижимости офисный сектор, напротив, переживает оживление. Согласно данным CBRE, по итогам первого полугодия в эксплуатацию в Москве может быть введено 280 тыс. кв. м офисной недвижимости, против 40 тыс. кв. м за аналогичный период прошлого года. Всего же на год запланировано 560 тыс. кв. м, это в четыре раза выше значения 2018 года.
Но строящихся офисов все равно оказывается недостаточно, считает управляющий партнер Colliers International Николай Казанский. Из-за того, что в последние годы офисы практически не строились, найти офис более 20 тыс. кв. м в хорошем месте — сегодня крайне непростая задача, многие крупные компании активно рассматривают варианты аренды еще на стадии проектирования объекта»,— рассуждает господин Казанский. Об этом говорит и Анна Шепелева, по мнению которой значительная часть площадей в запланированных к сдаче в этом году объектах уже занята.
Общая доля вакантных площадей на этом фоне продолжает снижаться. Согласно расчетам Colliers International, сейчас в Москве пустуют 11,6% качественных офисов, а к концу года по прогнозам консультантов показатель может снизиться до 8%. Господин Казанский ждет также увеличения стоимости аренды офисов на пять процентных пунктов.