Проектирование будущего
Какие компании попали в финал «Криптонит Startup Challenge» и одержали там победу
О том, что Россия богата не только природными, но и человеческими ресурсами, писал еще два с половиной века назад Михаил Ломоносов: «...может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать». Отечественная математическая школа до сих пор ценится во всем мире: к примеру, редкий стартап в тех же США обходится без разработчика из стран постсоветского пространства. Впрочем, и в России спрос на качественные проекты растет с каждым годом — инвесторы ждут прорывных идей, просеивая множество стартапов и организуя конкурсы для будущих высокотехнологичных компаний. Одним из таких стал «Криптонит Startup Challenge», устроенный ИК «Криптонит» и завершившийся на минувшей неделе в Москве.
Золотая лихорадка стартапов
В XIX веке мир заболел «золотой лихорадкой». Тысячи смельчаков отправились за мечтой о легкой добыче в Калифорнию, Южную Африку и на Аляску, но лишь немногие старатели-одиночки успели по-настоящему разбогатеть до того, как на смену шлиховому методу пришли крупные компании с мощным оборудованием. Простым работягам, имевшим в распоряжении только лоток для промывания золотого песка, там не осталось места.
Сегодняшние основатели онлайн-сервисов чем-то похожи на старателей. Но если последние искали в Юконе золотые самородки, то предприимчивые стартаперы грезят найти в интернете действительно прорывные идеи, способные изменить рынок и принести своим учредителям и инвесторам реальные деньги. Стимул придумать свой проект, который когда-то сможет изменить мир, порождает огромное множество новых компаний на рынке. Да, до размера «единорога» — стартапа, стоимость которого превысила $1 млрд — вырастают немногие (так же, как единицам по-настоящему успела улыбнуться удача на Клондайке). Однако проекты, сумевшие выстрелить, окупят все труды.
На это и рассчитывают венчурные инвесторы и организаторы конкурса стартапов «Криптонит Startup Challenge», инициированного инвестиционной компанией «Криптонит» и стартовавшего 4 февраля. В нем участвовали преимущественно компании на стадии pre-seed, которая, по сути, состоит лишь из идеи, а целесообразность запуска стартапа еще только обсуждается. Впрочем, отдельные проекты уже функционируют, и довольно успешно. Призовой фонд конкурса составил 10 млн руб., но кроме денежного приза победители получат и возможность пройти обучение в академии BCG Digital Ventures в Берлине. К рассмотрению принимались проекты из таких профильных направлений, как криптография и квантовые вычисления, искусственный интеллект, машинное обучение и нейросети, Big Data, IT-безопасность, технологии распознавания лица и речи, а также телеком-стандарты.
Всего за время проведения «Криптонит Startup Challenge» было подано 346 заявок, но только половина из них справилась с первым этапом отбора (скоринг) и дошла до проверки экспертным советом. Его составили топ-менеджеры и технические специалисты компаний «ИКС Холдинга». В отборочный раунд прошла 21 команда: 11 стартапов из Москвы и 10 из региональных центров — Санкт-Петербург, Пермь, Иркутск, Краснодар и Ульяновск.
И только десять проектов сумели преодолеть все отборочные стадии и добраться до главного финала, состоявшегося 17 мая в Yota Arena в Москве. Здесь идеи уже оценивало жюри, которое составили основатель «ИКС Холдинга» Антон Черепенников, гендиректор USM Management Иван Стрешинский, индустриальный директор Радиоэлектронного комплекса «Ростех» Сергей Сахненко, управляющий партнер Almaz Capital Partners Александр Галицкий, гендиректор «МегаФона» Геворк Вермишян, гендиректор Mail.ru Group Борис Добродеев и старший партнер и управляющий директор, председатель «BCG Россия» Владислав Бутенко. Рассмотрим каждого финалиста подробнее.
Всего за время проведения «Криптонит Startup Challenge» было подано 346 заявок
В порядке очереди
Одним из проектов, отмеченных жюри, стал Mind&Machine, основанный выпускниками НИТУ МИСиС и ВМК МГУ Антоном Березой и Александром Алескиным. Сервис занимается аналитикой качества обслуживания, автоматизацией составления графиков выхода сотрудников и управлением очередями. Речь об оптимизации численности персонала в ритейле, объясняют в Mind&Machine. «Переизбыток персонала ведет к излишним затратам на фонд оплаты труда (до 15%), а нехватка персонала — к проблеме больших очередей и, как следствие, недовольству покупателей, что ведет к потерям в продажах», — говорят в компании.
В качестве решения компания предлагает сервис для автоматизации планирования и оперативного управления сотрудниками. Он включает в себя годовое планирование бюджета на персонал во всей розничной сети, составление расписаний с учетом всех ограничений и KPI клиентов, оперативное управление сотрудниками в течение дня. Принимаются во внимание даже форс-мажорные обстоятельства — такие, как больничные или неявка сотрудника на работу. Клиентами проекта, выбравшего в качестве модели монетизации ежемесячную подписку, могут выступить сети гипермаркетов с количеством касс от 8 штук, сети магазинов с персоналом от 7 человек и площадью от 100 кв. м, банковский и страховой ритейл с большой численностью фронт-персонала и их колл-центры.
Рекламная реакция
Другим финалистом конкурса стал Tinfoil.ai, чей профиль — распознавание реакции на видеоконтент с помощью камеры и технологий искусственного интеллекта (Artificial Intelligence, AI). Забегая вперед, отметим, что в числе победителей «Криптонит Startup Challenge» было больше всего разработок именно в области искусственного интеллекта. Похоже, в сфере AI шансы России на то, чтобы стать одним из мировых лидеров, выше, чем во многих других IT-сегментах.
Заказчиками основатели Tinfoil.ai Арсений Валитов и Андрей Себякин, за плечами которого семь лет программирования, победы в хакатоне AiAcademy и олимпиады НТИ по машинному обучению и Big Data, видят международные бренды сектора FMCG, а также креативные и рекламные агентства. «В производстве видеорекламы трудно определить эмоциональную реакцию человека, присутствует значительный субъективный фактор», — говорят представители Tinfoil.ai.
Как оценить эффективность рекламы? Сработала она на зрителя или нет? Насколько его реакция позитивна для бренда? Чтобы решить этот вопрос, в Tinfoil.ai работают над созданием онлайн-инструмента для объективного измерения эмоциональной реакции целевой аудитории на видеоконтент с помощью AI и собственной технологии распознавания эмоций с веб-камеры. Зарабатывать проект намерен за счет оплаты клиентом распознанной реакции одного респондента на 30-секундном видео.
Доктор AIболит
Стартап Сергея Сорокина и Олега Бухвалова Botkin.ai предлагает продукт для анализа медицинских изображений с использованием искусственного интеллекта, помогающий врачам принимать решения для правильного лечения. Решение интегрируется с диагностическим оборудованием клиники, которым могут пользоваться врачи-рентгенологи для выявления патологий, в том числе злокачественных новообразований на ранних стадиях. AI способен находить патологии на медицинских снимках, предоставляя специалисту не только информацию об обнаружении опухоли, но и выделяя участки, требующие его внимания.
Botkin.AI распознает рак по компьютерной томографии (КТ) пациентов или серии рентгеновских снимков органов, а с помощью нейросетей технология должна обучиться диагностировать и даже прогнозировать заболевания, давать клинические рекомендации. Разработчики утверждают, что при анализе КТ грудной клетки точность алгоритмов составляет до 95%. Botkin.AI может заинтересовать клиники, органы управления здравоохранением, производителей диагностического оборудования и медицинских информационных систем, фармацевтические компании, контрактно-исследовательские организации, страховые компании, надеются сооснователи. Более того, решение уже внедрено в ряде регионов России — например, в Новгородской области в рамках сотрудничества администрации области и Фонда «Сколково».
Нейросетевой привратник
Следующим AI-проектом, привлекшим внимание жюри, стал DomoFace из Ульяновска, основанный Анатолием Шагаевым, Евгением Калдиным и Максимом Шлямовым. Разработчики предлагают создавать умные домофоны, которые будут впускать в подъезд хозяев дома, распознавая их по лицу, то есть считывая изображение человека и сравнивая его с базой лиц с помощью нейронных сетей. При этом система не требует полной замены домофона и может быть интегрирована как в обычные, так и в IP-домофоны.
В DomoFace обещают высокую точность и скорость распознавания, домофон будет оснащаться IP-камерой с инфракрасной подсветкой в антивандальном корпусе. Персональные данные жильцов будут защищены от внешнего доступа, а доступ к ним разрешен только по согласованию с самим человеком. Планируется, что продукт будет интересен девелоперам и обслуживающим домофоны компаниям, а зарабатывать сможет за счет ежемесячной оплаты за облачное ПО и софт для камер видеонаблюдения в жилых домах и на придомовой территории.
Изоляция от кибертревог
Еще один финалист «Криптонит Startup Challenge» — проект из Санкт-Петербурга «РуФлэк», представляющий профессиональное b2b-решение для информбезопасности и защиты персональных и корпоративных данных цифровых ресурсов. Сервис призван решить проблему cложности использования и безопасности ключей в PKI-среде (т. е. основанных на инфраструктуре открытых ключей), слабых паролей и передачи данных через ненадежные каналы — таких, как публичный Wi-Fi, например.
«РуФлэк», основанный Максимом Костиным, Дмитрием Фалько и Петром Мякошиным, предлагает решение, защищающее данные и интернет-аккаунты от наносящих ущерб безопасности угроз. «Ключи, пароли, сертификаты и процедуры работы с ними переносятся в отдельную изолированную аппаратную среду Flak, безопасность которой обеспечивают аппаратные и программные средства защиты информации», — говорят разработчики.
Потенциальными клиентами D«РуФлэк» выступают компании малого и среднего бизнеса, желающие сократить расходы на IT и БД, а также корпорации, внедряющие современные методы обеспечения ИБ или улучшающие безопасность существующих решений.
Искусство диалога
Из Новосибирска на финал приехал Chatme.ai — проект, основатели которого Сергей Шлыков, Владимир Дюбанов и Дмитрий Луппов с командой разрабатывают диалоговую систему для бизнеса на основе искусственного интеллекта. Собственные наработки в области AI призваны наладить оперативное и качественное общение с клиентами с помощью виртуальных помощников и автоматизировать HR-процессы и IT-поддержку. По сути, продукт пригодится тем, у кого большой штат сотрудников, есть колл-центры и много рутинных задач — например, банковскому сектору, страховым компаниям, телекому.
«На базе платформы можно создавать как простых чат-ботов с кнопками и скриптами, так и высокоинтеллектуальных виртуальных ассистентов с гибкими настройками памяти, способностью вести многошаговые диалоги, — объясняют в компании. — Chatme.ai также сможет маршрутизировать диалоги на реальных операторов и подсказывать им в режиме реального времени». Таким образом, виртуальные ассистенты будут решать простые задачи, оптимизируя бизнес-процессы и освобождая время сотрудников для более сложных задач.
Глаза не врут
Резидент «Сколково» компания Iris Devices Сергея Лахина и Дмитрия Антонова занимается биометрическим распознаванием по лицу и радужной оболочке глаз. Проект решает проблему отсутствия надежных методик безошибочной дистанционной идентификации человека и его физиологического состояния, говорят в Iris Devices. К сожалению, человек не машина, он подвержен заболеваниям, и ему свойственно уставать. Кроме того, исключить употребление до или в процессе работы алкоголя, наркотиков или сильнодействующих лекарств тоже зачастую невозможно.
Чтобы исключить выход на ответственный участок неготового или нездорового специалиста, Iris Devices разработал комплекс дистанционного бесконтактного контроля функционального состояния человека. Решение работает на основе технологии анализа реакции зрачков на внешние световые раздражители. ПО, которое клиент устанавливает в своей инфраструктуре, настраивает взаимодействие софта с базой данных и сервером приложений и использует функционал для шифрования. Продукт Iris Devices может быть использован в транспортной отрасли, в центрах управления и диспетчерских службах, на ответственных и опасных участках работы на производстве, в медицине, перечисляют в компании.
Поднять голос
Проект «ИБРиС» («Интегрированные биометрические решения и системы») Ильи Макарова, Дмитрия Чепелева и Вадима Стреналюка тоже связан с биометрией: он удостоверяет личность с помощью анализа голоса. «В колл-центрах идентификация звонящего занимает до 30% времени, что влечет затраты до 100 млн руб. в год при 100 звонках в минуту», — приводят данные разработчики.
Чтобы снизить эти потери, «ИБРиС» автоматизирует процедуру идентификации звонящего и антифрода по голосу. Технология позволяет автоматически распознавать личность по акустической записи голоса и поможет b2c-бизнесу, широко использующему услуги колл-центров, сократить затраты на обслуживание клиентов. Зарабатывать проект будет за счет встраивания или передачи клиенту API (application programming interface — программный интерфейс приложения, позволяет одной программе взаимодействовать с другой).
Отхожая логистика
Пермский проект Wasteout Родиона и Андрея Клюевых занимается не менее — а то и более — важной задачей, чем все другие компании-финалисты конкурса: оптимизация и контроль вывоза мусора. «Отсутствие информации о текущей наполненности контейнеров и прогнозе их наполнения на следующий день ведет к ошибкам планирования вывоза отходов, — говорят в Wasteout. — Компания-перевозчик отходов теряет деньги на топливе, моторесурсе и зарплате персонала».
Wasteout — проект, работающий в области того самого интернета вещей: он решает эту проблему за счет специальных водо- и пыленепроницаемыми датчиков учета накопления, которыми оснащаются мусорные баки. На основе собранных с приборов данных и математических моделей проект прогнозирует наполнение контейнеров и рассчитывает оптимальный маршрут сбора и вывоза отходов. Анализ позволяет получить различные сведения: среднюю скорость накопления отходов, разброс показателей, скорость наполнения бака с учетом сезона и дня недели, среднее время нахождения контейнера в заполненном состоянии. Таким образом, видны качество уборки и эффективность работы перевозчика мусора. Продукт должен заинтересовать муниципалитеты, органы госвласти и операторов по работе с отходами.
Ключ к шифру
Наконец, последний финалист выступает в сфере шифрования данных — это компания EnigmaPRO Петра Грищенко, Максима Медведева и Артура Хачатурова с проектом «Технология шифрования с сохранением формата». Стартап работает со средствами криптографической защиты информации (СКЗИ), позволяя клиенту зашифровывать данные без изменения формата, а также использовать облачные сервисы и проводить аналитику Big Data без компрометации конфиденциальных данных.
Софт, который клиент устанавливает в своей инфраструктуре, настраивает взаимодействие ПО с БД и сервером приложений и использует функционал для шифрования с сохранением формата. Целевой аудиторией своего решения разработчики загадочно — под стать названию проекта — считают «средний и крупный бизнес, чья деятельность связана с особенностями регулирования СКЗИ».
Финал
17 мая все финалисты собрались на площадке Yota Arena в Москве, чтобы выступить перед жюри, ответить на его вопросы и определить, кто разделит призовой фонд в 10 млн руб. и получит возможность пройти обучение в академии BCG Digital Ventures в Берлине.
По итогам «питчей» основателей всех стартапов жюри проголосовало за решение наградить два проекта, которые с отрывом набрали максимальное количество баллов и опередили остальных по дополнительным показателям. «Сначала жюри путем голосования решило, что будет два победителя, затем так же решили вопрос распределения призового фонда», — пояснил глава «ИКС Холдинга» Антон Черепенников. Первым из них стал проект «ИБРиС» — разработчик решений голосовой биометрии на основе технологий машинного обучения для call-центров, банков и b2c-корпораций, помимо пальмы первенства, получил и 6 млн руб. Выступление «ИБРиС» отмечали даже конкуренты. «Ребята очень хорошо подготовились», — признавали другие финалисты.
Достойным звания победителя жюри также посчитало Iris Devices, разрабатывающую систему биометрической идентификации — ей досталось 4 млн руб. Наконец, призом зрительских симпатий и поездкой в академию BCG Digital Ventures премировали новосибирский Chatme.ai, который развивает интеллектуальные диалоговые системы для бизнеса.
«Видно, что люди занимаются темой много лет и глубоко разбираются в том, что делают. В этой отрасли большая технологическая конкуренция, компетенции очень важны, — отметил старший партнер и управляющий директор, председатель „BCG Россия“ Владислав Бутенко. — Также важный фактор — наличие у основателей компаний или CEO энергии и идей, как продвигаться дальше. Третье — вопросы оценки выхода на нормальные финансовые показатели; это особенно волновало инвесторов». Что касается приза зрительских симпатий, то, по его мнению, темы, связанные с чат-ботом и ритейлом, «более понятны и близки широкому зрителю»: «С другой стороны, жюри как люди с опытом в конкретных областях оценивают вероятность для этой инвестиции заработать деньги в будущем».
«Криптонит Startup Challenge» стал «хорошей площадкой», чтобы свести достаточно опытных инвесторов и серьезную экспертизу в бизнесе с интересными новыми идеями, сообщил "Ъ" гендиректор «Мегафона» Геворк Вермишян: «Из 10 финалистов у меня в голове два-три стартапа, которые представляют интерес для решения задач „Мегафона“. Мы совершенно точно будем с ними связываться и звать их к нам на „технологическую песочницу“». «Что хорошо в этом отборе — участники представляли собой стартапы не чисто интернетовской бизнес-модели, это реальные вещи с какой-то технологической реализацией, это интересно, — добавил управляющий партнер Almaz Capital Partners Александр Галицкий. — Хотелось бы, чтобы проектов было гораздо больше».
«Криптонит Startup Challenge» стал «хорошей площадкой», чтобы свести достаточно опытных инвесторов и серьезную экспертизу в бизнесе с интересными новыми идеями
Своими впечатлениями о конкурсе и победе в нем поделились основатель проекта ИБРиС Илья Макаров и Владимир Трембовольский, инвестиционный директор дочерних фондов РВК (первый инвестор компании). По словам последнего, проект практически готов к коммерческому внедрению в колл-центрах заказчиков, уже пройдены пилотные испытания, и для начала коммерческих продаж осталось интегрировать программный продукт в IT-системы первых потребителей. «У нас есть идея предоставлять платформу с открытым API, к которому клиент сможет подключаться из своей системы для использования сервиса голосовой биометрии, — продолжает господин Трембовольский. — У банков и операторов связи своя сложная IT-инфраструктура со множеством уровней контроля и безопасности — интегрироваться в нее сложно и затратно. Создание продукта с открытым API — понятная задача, требующая ресурсов и денег для первичной разработки, но позволяющая существенно снизить затраты на интеграцию с программными решениями клиентов впоследствии».
В «ИБРиС» не хотят останавливаться только на российском рынке. «Технология работает не со словами, а с голосом человека — поэтому проблем с использованием ее для других языков не будет», — говорит Илья Макаров. По его словам, жюри задавало «очень правильные вопросы». «Впрочем, иногда вопросы были довольно неприятные: например, когда нас спросили, почему мы работаем с 2011 года и у нас до сих пор стартап, а не миллиардная корпорация, — признает господин Макаров. — Я думаю, любой стартап рано или поздно попадает в свою „долину смерти“: когда уже есть готовый продукт, но возникает сложность с первыми внедрениями. В нашем случае, возможно, отчасти рынок был не готов к биометрическим технологиям, возможно, это и наша недоработка, не смогли заставить клиентов сразу в нас поверить. Сейчас мы видим большие перспективы на рынке голосовой биометрии как в России, так и за ее пределами, и все силы направляем на то, чтобы уже в этом году получить и значимую выручку, и первые коммерческие внедрения».
Сооснователь Iris Devices Сергей Лахин признается, что «cтать одним из победителей было нелегко». Денежный приз второй победитель «Криптонит Startup Challenge» направит на продление действия патентов на российском рынке и расширение их числа. «Юго-Восточная Азия — это тот рынок, куда мы смотрим после России. Этих денег должно хватить на эти задачи, — сообщил он "Ъ". — Наши технологии универсальны, мы можем их зарекомендовать в тяжелых условиях. Это не только Юго-Восточная Азия, но и, например, Саудовская Аравия: там много женщин в хиджабах, а национальная особенность мужчин — это наличие усов, бороды и головного убора, значительно скрывающих черты лица. В таких условиях для подтверждения оплаты при помощи биометрии особенно актуальна идентификация по радужной оболочке глаз, поскольку по лицу сложно достоверно установить личность человека».
В целом у Iris Devices в приоритете три направления развития, продолжает господин Лахин. «Первое — транспорт: каршеринг, такси, пассажирские и грузовые перевозки, РЖД, метрополитен. Второе — финансовый рынок: идентификация личности при оплате. Третье — системы контроля управлением доступа, это очень перспективное направление, и конкурентов пока немного», — надеется он.
CEO и сооснователь Chatme.ai, получившего приз зрительских симпатий, Сергей Шлыков убежден: технологии проекта не хуже мировых, более того — стартап уже продает свои услуги, в этом году компания ждет выручку в размере 30-60 млн руб. «Мы работаем лишь полтора года, при этом у нас нет инвесторов, — говорит он. — Среди наших клиентов — банки, логистические компании и огромный pipeline, около 50 клиентов. Мы придерживаем продажи, потому что тяжело — у нас только разработчики, продажами занимаюсь я один и три студента». Ориентироваться Chatme.ai следует на развивающиеся рынки, полагает господин Шлыков: «Как говорит наш ментор, зачем рыбе плыть против течения? Когда ты выходишь на развитые рынки, ты тратишь много ресурсов».
Принять решение, кто станет победителем, было непросто, заверил "Ъ" глава «ИКС Холдинга» Антон Черепенников. «Мы очень долго совещались. Многие члены жюри и я лично заинтересованы в очных встречах с некоторыми финалистами, которые сегодня выступали. Порадовали уровень стартапов — это хорошие, качественные проекты — и математическая база. Нас поддержали все ведущие технические вузы», — рассказал он. По его словам, сейчас выросло новое IT-поколение — российские разработчики, программисты, математики, физики, которые находят применение в России. «Компании делают определенные шаги, чтобы они трудились тут, а „ИКС Холдинг“ за время конкурса увидел для себя новые лица, команды», — резюмировал Антон Черепенников.