Трудный возраст
Владислав Новый о маркировке онлайн-игр
На прошлой неделе группа сенаторов внесла в Госдуму законопроект об обязательной возрастной маркировке видеоигр, который в случае принятия должен будет вступить в силу с ноября. Документ был ожидаемым, еще в 2016 году глава Роскомнадзора Александр Жаров анонсировал совместную с экспертами разработку подходов к регулированию онлайн-игр, а в 2017-м рассказывал о законопроекте, подготовленном участниками рынка киберспорта.
Позднее одним из поводов для ужесточения законодательства стала и история 18-летнего керченского стрелка Владислава Рослякова, который, как писал “Ъ”, «мечтал превратить свой колледж в арену из шутера "Doom"». В пояснительной записке разработка законопроекта обосновывается «повторяющимися случаями совершенных несовершеннолетними демонстративных акций расстрелов, поджогов, взрывов в образовательных учреждениях, в ходе которых погибли дети и взрослые».
В принципе в России производители информационной продукции уже давно должны указывать, для детей какого возраста она предназначена, хотя с этим есть сложности: например, региональные СМИ это не всегда делают, за что их штрафует Роскомнадзор. Есть проблемы, например, и с маркировкой детских спектаклей, этот вопрос на прошлой неделе поручил рассмотреть президент РФ Владимир Путин. Среди онлайн-продавцов игр многие уже их маркируют, но некоторые шутеры все же выходят без возрастных ограничений, утверждают разработчики законопроекта. По их мнению, проблема в том, что пока в законе нет определения компьютерной игры, в том числе онлайновой.
Участникам российского рынка компьютерных игр, опрошенным “Ъ”, инициатива сенаторов напоминает регулирование в Китае. К примеру, в китайской версии игры «Dota 2» запрещены изображения крови и скелетов, поэтому она заметно отличается от российской. Но из текста проекта многое пока неясно: например, кто должен будет проводить классификацию такой продукции. Можно лишь допустить, что это будет обязанностью издателя или продавца онлайн-игры, у которых, таким образом, появятся новые обязанности.
Остается и другой вопрос: как в реальности проследить за тем, чтобы ребенок играл только в те компьютерные игры, которые разрешены ему по возрасту? Потребуется ли для такого контроля введение входа в интернет только по паспорту, которое уже много лет обсуждается в консервативных кругах, разработчики проекта не уточняют. С уверенностью можно предположить лишь, что введение обязательной возрастной маркировки приведет к расходам издателей игр на экспертизу. А значит, у потенциального закона найдутся и вполне коммерческие бенефициары, которые готовы будут такую экспертизу проводить.