Лицо нового российского кино
Главные тренды «Кинотавра»
Открытый российский кинофестиваль «Кинотавр» пройдет в 30-й раз. За годы существования он превратился в ведущее событие отечественной киноиндустрии. «Кинотавр» не только хранит традиции, но и задает тенденции во всех направлениях: от короткометражных фильмов до новых форматов деловых мероприятий. Ведущие эксперты киноиндустрии рассказали, каким трендам «Кинотавр» положил начало.
Антон Долин, кинокритик, главный редактор журнала «Искусство кино»
— «Кинотавр», если обойтись без экивоков,— лучший фестиваль в России. Это не оценка, а факт. Настоящий фестиваль, не имитация. Взгляд на российский кинематограф — прямой, честный, временами милосердный, иногда безжалостный. Состязание равных. Попытка солидарности. Попытка соединения искусства и индустрии. Возможность для встречи зрителя и автора, критика и автора бесценна. Кино в эти дни живет и дышит именно в Сочи. Не будь «Кинотавра», может быть, не жило и не дышало бы нигде.
Рубен Дишдишян, продюсер, «Марс Медиа»
— С каждым годом все более очевидно увеличение числа авторов-женщин. Подтверждение этому — 30-й «Кинотавр», в основном конкурсе которого 7 из 15 картин сняты режиссерами-женщинами. Этот тренд начал формироваться еще в 2000-е. За два десятка лет я продюсировал фильмы Анны Меликян, Алены Званцовой, Авдотьи Смирновой, Киры Муратовой, теперь — Оксаны Карас, Анастасии Пальчиковой, Яны Гладких. На экране героини тоже перестают исполнять формальные функции жен и подруг главных героев. Таков сегодняшний запрос, и кино его отражает.
Егор Москвитин, кинокритик, ведущий программы «Спойлерная»
— У «Кинотавра» есть особая харизма, свое лицо. В этом он напоминает «Санденс». Сидя в зале, ты чувствуешь себя частью сообщества мечтателей. Мечты некоторых уже сбылись, а других — обязательно сбудутся. Кроме того, «Кинотавр» — фестиваль, доказавший, что у российского кино женское лицо. В Торонто или на «Санденсе» слышишь победные реляции о результатах борьбы за равноправие: «В этом году у нас 25% фильмов, снятых женщинами!» А на «Кинотавре» еще в 2014 году таких фильмов было 70%!
Стас Тыркин, киновед, программный директор кинофестиваля «Движение»
— «Кинотавр» доказал, что кинофестиваль, проводимый в России, может быть такого же уровня, что и любой крупный международный смотр: масштабное событие с изнурительным графиком показов актуального кино, где работает пресса, где работают продюсеры, где собирается вся индустрия от и до. Это касается и программ, потому что они тоже стали актуальными. Главное, что сделали Александр Роднянский, Ситора Алиева и Полина Зуева,— подняли «Кинотавр» до международного уровня. Раньше я ездил только на крупные зарубежные фестивали, но когда они пришли на «Кинотавр», я и другие коллеги начали приезжать и сюда.
Сергей Сельянов, продюсер СТВ, «Наше кино»
— Это единственный кинофестиваль в России, где есть атмосфера индустрии, а не просто праздника кино. Как любой фестиваль, он ориентирован в большей степени на авторское кино, но при этом его спектр шире. В конкурсе часто мелькают фильмы, которые не назовешь артхаусом, но и зрительским кино тоже. Это настоящее кино с сильной художественной составляющей, которое демонстрирует российскую кинематографическую моду. Ситора Алиева, глава отборочной комиссии, человек, искушенный в фестивальном движении, отбирает фильмы с учетом мировой фестивальной конъюнктуры, и они продолжают жить на международных смотрах.
Андрей Плахов, кинокритик, почетный президент FIPRESCI, председатель отборочной комиссии ММКФ
Отсчет «Кинотавров», хотя фестиваль возник гораздо раньше, стоит вести с середины нулевых годов, когда сформировалась российская режиссерская «новая волна». Именно Сочи стал площадкой ее развития: здесь состоялись российские премьеры фильмов Хлебникова, Попогребского, Бакурадзе, Звягинцева, Серебренникова, Сигарева, Хомерики, Федорченко и других режиссеров. Они вызвали бурные дискуссии, в которых родилось название целого поколения: «новые тихие». Чуть позже подоспела «женская волна», и она также была поддержана «Кинотавром». Фестиваль отразил и коммерциализацию российского кино, и попытки сохранить в нем авторское начало, и отход от острой социальной проблематики в сторону «интима», и сужение тематического спектра в условиях возродившейся в стране цензуры.
Наталья Мокрицкая, продюсер, генеральный директор кинокомпании «Новые люди»
С приходом на «Кинотавр» команды во главе с Александром Роднянским концепция фестиваля полностью изменилась. Развлекательное времяпрепровождение уступило место настоящей работе. «Кинотавр» сегодня основной фестиваль для российского кино и его продвижения за рубеж. Сюда приезжают главные отборщики важнейших международных кинофестивалей. Несмотря на то что в России много фестивалей дебютного кино, «Кинотавр» остается важнейшим для дебютантов. Я участвовала как продюсер в основном конкурсе с дебютными работами Сергея Мокрицкого, автора фильмов «Битва за Севастополь» и «Черновик», Кирилла Серебренникова с картиной «Изображая жертву», Ивана И. Твердовского с «Классом коррекции», Ольги Каптур со «Страной хороших деточек». Если дебютант был на «Кинотавре», то его заметят.
Время и место проведения тридцатого фестиваля «Кинотавр»: 9 – 16 июня, Сочи
Дирекция фестиваля
Ситора Алиева — программный директор
Полина Зуева — продюсер / директор
Галина Николенко — исполнительный директор
Анна Васильева — PR-директор / руководитель пресс-службы
Дарья Кровякова — руководитель промослужбы
Елизавета Касьян — руководитель службы информации
Наталья Якушкина — руководитель службы протокола
В конкурсных программах фестиваля с 1991 по 2018 год участвовало 555 полнометражных фильмов
В конкурсе «Кинотавр. Короткий метр» с 2004 года приняло участие 364 фильма
За время существования фестиваля лауреатам конкурсов вручено 330 призов
Максимальное количество фильмов, представленных в основном конкурсе,— 23 (1997 год)
В 2014 году в основном конкурсе участвовали фильмы 8 женщин-режиссеров, в нынешнем году на него отобраны фильмы семи женщин-режиссеров