Супермагнит для Арктики и космоса, работающий при -180°С
Он легче и меньше аналогов и создан на отечественном сырье
Научно-производственное объединение «Магнетон» приступило к производству нового типа постоянных магнитов для Арктики и космоса, разработанных научным коллективом НИТУ «МИСиС». Супермагниты сохраняют мощные магнитные свойства при экстремальных температурах Арктики и космоса – до -180°С.
Первым заказчиком стало АО «ИСС» имени академика М.Ф. Решетнева» – российский лидер в создании космических аппаратов связи, телевещания, ретрансляции, навигации, геодезии.
Постоянные магниты – один из важнейших приборных узлов в транспортных системах, электротехнике, радиотехнике, автоматике, электромеханике, авиакосмических аппаратах. Функциональные свойства постоянных магнитов зависят от предельной рабочей температуры, после которой они могут совсем потерять свои магнитные свойства, размагнититься. Современный период активного экономического освоения районов Крайнего Севера и Арктики требует развития специального приборостроения, учитывающего жесткие природные условия региона.
Научному коллективу НИТУ «МИСиС» совместно с индустриальным партнером – АО «Научно-производственное объединение «Магнетон» удалось создать высококачественный сильный постоянный магнит на основе сплава NdFeB (неодим-железо-бор), который, при заданной мощности, на 30% легче и меньше существующих зарубежных и отечественных аналогов. Магнит способен работать при экстремальных температурах и выдерживать перепады температур.
Благодаря взаимодействую трех составляющих: наличию в составе сплава большого процента редкоземельного металла празеодима, уникальной технологии производства, а также новому антикоррозионному покрытию, магнит может эффективно работать в составе двигателей гражданской и военной техники в диапазоне температур от 180°С до +150°С. Для создания нового типа магнитов используется отечественное сырье, что позволит запустить независимое импортозамещающее производство.
«Инновационная технология мокрого прессования в инертной фреоновой среде позволила значительно снизить потери на окислении магнитных материалов в процессе изготовления, и с высокой точностью поддерживать их заданный химический и фазовый состав, необходимый для реализации максимальных магнитных характеристик», — сообщил руководитель проекта, заведующий кафедрой цветных металлов и золота, доктор технических наук, профессор Вадим Тарасов.
Уменьшение размера и веса магнита особенно важно для применения в авиакосмической отрасли. Это делает его незаменимым для применения в приборах и электронике – от двигателей до систем навигации. Кроме того, новый магнит отличает высокая надежность и возможность создания больших усилий без потребления энергии от внешних источников.