В расчет полисов ОСАГО подмешивают мошеннические схемы
Как и кто наживается на страховых выплатах
40 млрд руб. могли достаться мошенникам из выплат по ОСАГО — таковы данные Российского союза автостраховщиков. Несмотря на многочисленные обращения компаний в полицию, дела возбуждаются очень редко. Между тем, ряд экспертов считает, что такие сведения появились неслучайно, и автомобилистам следует готовиться к повышению тарифов на автогражданку. Как это связано? Подробности — у Владислава Викторова.
Страховщики часто заявляют об убыточности полисов ОСАГО, например, по их данным, в 2017 году компании потеряли 15 млрд руб. В прошлом году ситуация несколько улучшилась, и игроки рынка заработали около 95 млрд руб. Но, как оказалось, треть всей суммы выплат, то есть примерно 43 млрд руб. ушли мошенникам, и это настораживает страховщиков. За прошлый год они направили 14 тыс. обращений в полицию, чтобы те разобрались с этим, правда, правоохранительные органы возбудили меньше 3 тыс. дел. В целом, динамика позитивная, но этого недостаточно, говорит замисполнительного директора Российского союза автостраховщиков Сергей Ефремов. И, по его словам, виновато не только МВД, но и сами компании: «Для того чтобы возбудить уголовное дело, нужно провести предварительную проверку всех материалов, которые предоставляют страховщики. У МВД есть всего лишь три дня на эту процедуру. Часто установить факт истины и уже по материалам возбудить уголовное дело не получается, потому что сложно найти человека или восстановленный автомобиль. Может быть, страховщиками предоставляются недостаточно информированные материалы, по которым сложно что-то определить».
Как объяснили «Коммерсантъ FM» в РСА, мошеннических схем много: злоумышленники, в частности, используют поддельные полисы ОСАГО, оформляют договоры страхования задним числом или завышают стоимость имущества. Нередко происходят и подставные кражи автомобилей. Но любопытно, что в этот список входит еще и завышение стоимости ремонта: нередко автомобилисты, которые не согласны с размером обещанной страховщиками выплатой, обращаются к независимым экспертам. Те дают свою оценку, с которой уже можно идти в суд. Но называть это мошенничеством нельзя, убежден автоюрист Сергей Радько: «Существует оценка, которая принимается судом как допустимое доказательство, есть позиция страховой компании, которая не смогла свою позицию обосновать.
Суд иск удовлетворяет, страховая компания компенсацию выплачивает. О каком мошенничестве идет речь?
Если они не согласны с суммой, которую насчитал эксперт, то имеют право заявить ходатайство о новой экспертизе».
Вместе с тем, эксперты говорят, что такие данные Российский союз автостраховщиков предоставляет неспроста. Несколько лет назад, когда обсуждался вопрос расширения тарифного коридора ОСАГО, на котором настаивали компании, в СМИ также появлялась статистика о мошенничестве в этой сфере, рассказывает сопредседатель Центра развития инициатив страхового рынка Александр Коваль. После этого страховщики смогли несколько повысить стоимость полисов. Не исключено, что и сейчас все может привести к росту тарифов, хотя оснований для этого нет, говорит Александр Коваль: «Борьба с мошенничеством идет, но она какая-то безуспешная, значит, что-то здесь не так. Можно было бороться с мошенничеством или снижать свои издержки. Но самый простой вариант — снова повысить тариф. К тому-то все и идет. Хотя официальной статистики от игроков страхового рынка нет и проверить ее невозможно. Два-три года назад, когда об этом говорили, называли сумасшедшую сумму ущерба порядка в 40 млрд руб. Но по факту она оказалась гораздо меньшей».
Тем не менее, в четверг в Центробанке заявили о снижении тарифов ОСАГО в среднем на 4%. Данные подтверждают и в Российском союзе автостраховщиков. Впрочем, опасения экспертов отчасти могут подтвердить высказывания руководства «АльфаСтрахование» — недавно там заявили, что тарифы ОСАГО будут расти, поскольку параллельно будут расти и выплаты.
Вместе с тем, в Центробанке заявили, что не одобряют объединение ОСАГО и каско. Ранее с такой идей выступил премьер Дмитрий Медведев. Как пояснила замдиректора департамента страхового рынка ЦБ Светлана Никитина, об объединении можно будет говорить только после реформы ОСАГО и перехода к индивидуальным тарифам, которые учитывают манеру вождения автовладельцев. Это должно произойти к 2020 году.