Рестораторы ждут представителей Центробанка в гости
Готов ли бизнес к проверкам регулятора
Рестораторы не испугались проверок Центробанка, но сильно возмутились. Ранее регулятор пообещал провести контрольные закупки, чтобы узнать, почему некоторые заведения не принимают карты, а берут только наличные. Но бизнес заявляет, что ему хватает проверок и без Банка России. Как ЦБ будет проверять рестораны? И кто ему в этом поможет? С подробностями — Иван Корякин.
То, что зампред ЦБ Дмитрий Скобелкин назвал «полным безобразием», рестораторы считают своим правом. «Не хотят принимать карты, и пускай», — говорят собеседники «Коммерсантъ FM». «Что нам дальше, домой их пускать?», — недоумевает, в частности, основатель сети семейных кафе «Андерсон» Анастасия Татулова: «Карты — это убыток для бизнеса. Такой способ оплаты нам невыгоден при той крайне низкой рентабельности, которую мы имеем в общепите. Ведь комиссия за такие операции может "съесть" 2% от прибыли, которая и так составляет 6-7%».
Конечно, сотрудники Центробанка, проверяющие рестораны, — это, как минимум, необычно. Но регулятор с недавних пор вправе совершать контрольные закупки и использовать метод тайного покупателя. Пока, правда, проверки касались банкиров и страховщиков. А ресторанами лучше заниматься налоговикам, потому что за уходом от эквайринга могут скрываться куда более серьезные нарушения, считает председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин: «Не исключено, что компании оптимизируют не только банковские комиссии, но и какие-то налоги. В общепите уклонение от них встречается довольно часто.
Поэтому Банк России должен предложить какие-то более дешевые продукты в сфере эквайринга, сделать какие-то усилия, чтобы они были популярнее, а налоговая должна следить за тем, чтобы люди платили налоги».
Но раз уж Банк России заинтересовался общественным питанием, то как он будет проверять организацию, представляющую такие услуги? В рестораны, говорят юристы, регулятор скорее всего придет инкогнито, но в сопровождении полиции, налоговиков или Роспотребнадзора, считает адвокат, эксперт в области прав потребителей Алишер Захидов: «Скорее всего это будет происходить после жалоб потребителей либо в рамках какой-то случайной выборки. В такой ситуации составляется протокол, могут быть приглашены даже понятые для его составления о том, что при данной закупке кассовые документы не были оформлены соответствующим образом или оплата была произведена ненадлежащим образом. Всего этого достаточно для того, чтобы возбудить уже административное дело».
Если ресторан не принимает карты — считать ли это нарушением? Если его годовая выручка превышает 60 млн руб., тогда да, отказ от безналичного расчета грозит штрафом в 50 тыс. руб. для компаний, 30 тыс. руб. — для должностных лиц. Но здесь начинается самое интересное, ведь рестораны, которые временно не принимают карты, обычно имеют терминалы. И если даже их не успеют включить перед проверкой, то бизнес найдет, как уйти от штрафа, уверен руководитель юридического департамента Федерации рестораторов и отельеров Никита Федоров: «Например, в заведении отключился интернет, произошел какой-то форс-мажор, — авария, некий сбой, от которых никто не застрахован.
При желании ресторатор всегда может найти весомые причины для отказа принимать к оплате карты».
Сейчас у Центробанка 26 неких заявок на проведение контрольных мероприятий. Понятно, что ресторанов и кафе, которые предпочитают картам наличные, значительно больше. «Коммерсантъ FM» на днях сам провел «контрольную закупку», которая показала, что из десяти московских заведений в половине просят приходить с кэшем. Хватит ли сил, чтобы проверить всех и доказать нарушения, — вопрос. Но, во всяком случае, сотрудники Центробанка не останутся голодными.
Тем временем, у Центробанка появилась идея, как избавить бизнес от комиссии за эквайринг, — регулятор разрабатывает схему оплаты по QR-коду. Комиссия в таком случае составит 0,4%, а саму систему будут тестировать этим летом.