Дойная корона
Англия справляет 200-летие королевы Виктории
Двухсотлетие королевы Виктории, одной из самых памятных фигур в истории британской монархии, с невиданным музейным размахом начали отмечать в Великобритании в день ее рождения, 24 мая. Место старта торжеств — Кенсингтонский дворец, где она появилась на свет в 1819 году. Рассказывает Олег Краснов.
Премьера третьего сезона британского сериала «Виктория», показанная этой весной, как нельзя лучше разогрела интерес публики к главному событию в общественном и культурном календаре Великобритании — 200-летнему юбилею королевы Виктории, до недавнего времени бывшей рекордсменом по времени пребывания на престоле. Одной из тех редких персон, чьим именем названа целая эпоха, с которой прочно ассоциируются понятия «стабильность» и «процветание» и благодаря которой монархия стала тем символом Англии, каким остается и поныне.
Впрочем, несмотря на минувшие более чем сотню лет (Виктория умерла в 1901-м), шестьдесят четыре года, проведенные ею на троне,— вольно или нет — поминаются и сегодня по самым разным поводам и самыми разными людьми. Большинство сторонников «Брексита», например, с ностальгией вспоминают викторианскую эпоху, когда «Британия управляла волнами», а сами британцы были «истинными патриотами»: именно в ее время начались небывалый рост промышленности, расширение территорий (она стала императрицей Индии) и возвышение семейных ценностей. Другие же (а их, по статистике, около 4 млн в год) просто становятся посетителями одного из величайших музеев мира — лондонского Музея Виктории и Альберта, основанного королевой и ее мужем принцем Альбертом Саксен-Кобург-Готским в 1852 году, сразу после триумфальной Всемирной выставки.
«Для современных британцев Виктория, несомненно, крупнейшая фигура, оказавшая большое влияние на монархию, общество, геополитику, экономику. Именно она внесла в страну те позитивные изменения, последствиями которых в той или иной мере мы пользуемся до сих пор. При этом ее помнят и как образец викторианской морали, и как человека, который никогда не улыбался, достаточно вспомнить все известные ее портреты»,— говорит историк искусства из Лондона Джоана Викери.
Изображения неулыбчивой королевы — при этом невероятно романтичной и любящей натуры, матери девятерых детей — как минимум до конца года населят все дворцы и замки Англии, так или иначе связанные с ее величеством. И первое место в этом списке по праву занимает Кенсингтонский дворец в британской столице — место, где родилась, провела детство и юность тогда еще принцесса Александрина Виктория и где 20 июня 1837 года она проснулась королевой и провела свое первое в жизни заседание совета.
К юбилею дворец открывает сразу две масштабные выставки: «Королевское детство» и «Виктория: женщина и корона».
Первая занимает целое крыло и войдет здесь впоследствии в постоянную экспозицию. «Это как раз те комнаты, где Виктория появилась на свет и провела свое детство,— рассказала “Ъ” куратор Кенсингтонского дворца Клаудиа Уильямс.— Мы провели огромную работу по реставрации этой части здания — от воссоздания обоев, некогда лично утвержденных для местного декора королевой Викторией, до поиска в архивах мемориальных вещей и мебели, связанных с тем временем жизни нашей сегодняшней героини». Из запасников королевской коллекции для экспозиции извлекли первые вещи Виктории: крошечные шелковые туфельки, одежду, игрушки, включая уникальную куклу в виде прославленной балерины Марии Тальони, украшения и десятки других вещей. Впервые выставлен и настоящий раритет — своеобразный интимный дневник принцессы с записками, прядями волос и случайно оброненными вещицами, собранными ее гувернанткой баронессой Лезен.
Другая экспозиция рассказывает историю о женщине, стоящей за личностью монарха, любящей жене и матери, переживавшей кризисы внутри семьи не меньше, чем национальные тяготы, одолевавшие королевство во время ее правления. «На этой выставке через множество личных вещей мы показываем разные стороны Виктории ''позади трона''. От того, как менялся ее собственный стиль, и трогательных отношений с Альбертом — ведь именно в Кенсингтоне состоялась их первая встреча! — до обустройства судеб ее детей и сорока двух внуков»,— отмечает Клаудиа Уильямс.
Путешествие в викторианскую эпоху и сегодня можно совершать бесконечно: в Англии XIX–XX веков не было революций, аристократия здравствует поныне, а определение монархии, заложенное Викторией, работает и сегодня, как и сохраняющие верность традициям ее времени лондонские парфюмеры, портные, сыроделы и прочие многовековые поставщики королевского двора. Не говоря о музеефицированных дворцах в разных уголках Великобритании, от Букингемского и Виндзорского замка до Осборн-хауса на острове Уайт, больше прочих хранящего любовный флер Виктории и Альберта.