«Дружбу» поворачивают вспять
Россия и Белоруссия определились с очисткой нефтепровода
Россия согласовала с Белоруссией очистку нефтепровода «Дружба», работа которого парализована уже месяц, от загрязненной хлорорганикой нефти. Предполагается, что 1,2 млн тонн «грязной» нефти к 10 июня будет выдавлено реверсом на территорию России, где она будет храниться и затем месяцами подмешиваться в чистую нефть с соблюдением предельных концентраций хлора. Но сторонам еще предстоит решить куда более щепетильную проблему денежных компенсаций, с обсуждением которых потребители уже торопят Москву. Эксперты уверены, что возможность покрыть ущерб у России есть в любом случае.
Россия и Белоруссия утвердили «дорожную карту» по очистке северной ветки нефтепровода «Дружба», куда в апреле попала загрязненная хлорорганическими соединениями нефть. Как сообщил вице-премьер Дмитрий Козак, некондиционное сырье в размере 1 млн тонн будет вытесняться с территории Белоруссии реверсом по тем же трубам в Россию, где уже подготовлены емкости для ее хранения. «Здесь мы будем доводить ее до стандартных условий»,— пояснил господин Козак. Как уточнил премьер-министр Белоруссии Сергей Румас, процесс вытеснения на белорусском участке начнется 27–28 мая. В результате к 10 июня труба на территории Белоруссии должна освободиться для прокачки нефти в Польшу.
Объем реверса загрязненной нефти оценивается в 1 млн тонн с территории Белоруссии и около 250 тыс. тонн — из Польши.
Сама Варшава оценивала объем загрязненной нефти на своей территории в 1 млн тонн. Дмитрий Козак пояснил, что по актам зафиксировано «поступление в трубопровод одного объема некондиционной нефти, а сегодня предъявляется нам в несколько раз больше», поскольку Польша разбавила некондиционную нефть чистой без ведома России и тем самым фактически усугубила проблему.
По словам собеседников “Ъ”, хлорорганикой было заражено менее 4 млн тонн, «Белнефтехим» называл цифру 5 млн тонн.
Таким образом, ситуация с остановкой поставок по «Дружбе» постепенно разрешается. Российская нефть уже снова прокачивается по южной ветке «Дружбы» в направлении Словакии и Венгрии, поскольку удалось договориться с Украиной о хранении большей части загрязненной нефти. Предполагается, что эта нефть будет постепенно подмешиваться в чистую нефть с тем, чтобы концентрация хлора не превышала разрешенные 10 ppm (сейчас в разных партиях концентрация колеблется от 50 ppm до 150 ppm). Аналогичным образом нефть, которая будет выдавлена реверсом с территории Белоруссии в Россию, будет постепенно подмешиваться в поток чистой нефти по северной ветке «Дружбы».
Кроме того, ее будут частично вывозить по железной дороге в Новороссийск и подмешивать к партиям экспортной нефти, отгружаемым в танкеры. Этот процесс займет месяцы.
Нерешенным пока остается вопрос по нефтепроводу Унеча—Полоцк, по которому получал сырье один из белорусских НПЗ «Нафтан», эта труба до сих пор заполнена «грязной» нефтью и простаивает. РФ и Белоруссия договорились, что труба будет очищена в течение года, а пока Россия поставит в июне на «Нафтан» 200 тыс. тонн нефти по железной дороге. Для полной загрузки завода, чего требует Минск, необходимо 680 тыс. тонн нефти в месяц. Мозырский НПЗ работает в нормальном режиме.
Основная проблема, которая также пока не решена, заключается в возобновлении поставок в Польшу и Германию после того, как будет очищена система в Белоруссии. Варшава требует перед восстановлением поставок решить вопрос компенсаций за инцидент с хлором. Эта тема будет обсуждаться на назначенных на 3 июня переговорах.
Источники “Ъ”, близкие к переговорам, уверяют, что российская сторона не собирается обсуждать тему компенсаций до тех пор, пока не будут определены масштаб загрязнения и затраты сторон.
Как заявил глава Минэкономики Максим Орешкин, оценку потерь от загрязнения нефти в «Дружбе» планируется завершить в течение месяца. Но, отметил он, у «Транснефти» есть «ресурсы отвечать за те проблемы, которые были созданы».
У «Транснефти» низкий долг, высокие показатели ликвидности и компания может гибко подойти к вопросам выплаты дивидендов и размера будущих капзатрат, отмечают эксперты рейтингового агентства S&P. Они предполагают, что «Транснефти» придется компенсировать трубопроводным операторам сопредельных стран потерю доходов от транзита нефти, затраты оборотного капитала и дополнительные эксплуатационные расходы на хранение нефти или альтернативную транспортировку, например, по железной дороге, а также возможные потенциальные штрафы. При этом размер этих потерь по-прежнему остается неясен: собеседники “Ъ” называют цифры от $300 млн до $1 млрд.