Пальмовые пайки
Каннский фестиваль раздал награды
72-й кинофестиваль в Канне завершился первой в истории фестиваля победой корейского фильма — социального гротеска «Паразиты» режиссера Пон Чун Хо. Противоречивые итоги каннского марафона комментирует Андрей Плахов.
«Золотая пальмовая ветвь», врученная режиссеру Пон Чун Хо (справа),— единственная правомерная награда фестиваля-2019
Фото: Коммерсантъ / Анатолий Жданов
Фото: Коммерсантъ / Анатолий Жданов
Фото: Коммерсантъ / Анатолий Жданов
Фото: Коммерсантъ / Анатолий Жданов
Фото: Коммерсантъ / Анатолий Жданов
Фото: Коммерсантъ / Анатолий Жданов
Фото: Коммерсантъ / Анатолий Жданов
Фото: Коммерсантъ / Анатолий Жданов
Фото: Коммерсантъ / Анатолий Жданов
Фото: Коммерсантъ / Анатолий Жданов
Нынешний фестиваль стал пародийной репликой того, что состоялся на набережной Круазетт ровно 20 лет назад, в 1999 году. Отборщикам тогда удалось собрать великолепную программу, как бы художественный итог ХХ века. В ней оказались фильмы Педро Альмодовара, Джима Джармуша, Дэвида Линча и других ключевых режиссеров эпохи. А жюри во главе с Дэвидом Кроненбергом приняло сенсационные решения, наградив радикальные ленты Жан-Пьера и Люка Дарденнов («Розетта») и Брюно Дюмона («Человечность»). Эти режиссеры были тогда малоизвестны, но именно они определили новый вектор развития кино в начале XXI века. Никто из «священных коров» награжден не был, за исключением Альмодовара, все же снискавшего приз за режиссуру. Тот фестиваль стал поворотным, обозначив слом эпох: от постмодернизма к новому витку реализма, к поискам новой этики и эстетики.
В этом году ситуация внешне напоминала ту, 20-летней давности, вплоть до того, что в конкурсе снова были представлены работы Педро Альмодовара, Джима Джармуша и других классиков; добавим к ним Марко Беллоккьо, Терренса Малика и Кена Лоуча. Причем некоторые из этих работ принадлежат к лучшим в карьере знаменитых режиссеров. Опять никто из них не был награжден, только Антонио Бандерас, сыгравший в фильме Альмодовара «Боль и слава», признан лучшим актером. И это одна из немногих наград, с которой хочется солидаризироваться. Остальные распределены «каннским парткомом» примерно так, как раздавались в советское время пайки тем, кто имеет заслуги перед партией и правительством.
Конъюнктурность, а в результате нелепость этой раздачи, на первый взгляд, удивительна, ведь жюри возглавлял не только именитый, но весьма эрудированный Алехандро Гонсалес Иньярриту, а ему ассистировали среди прочих Павел Павликовский и Аличе Рорвакер. В жюри было целых пять режиссеров, и его интеллектуальный потенциал был выше, нежели обычно. Тем не менее призовой расклад производит впечатление политизированного сумбура.
Гран-при достался ученической, режиссерски крайне слабой картине «Атлантика» дебютантки Мати Диоп — парижанки с сенегальскими корнями. Напор рвущихся к освобождению африканских женщин представлен в форме наивной поэтической аллегории. Если картину и стоило поощрить, то уж никак не вторым по значению призом.
В каннском регламенте есть приз жюри: он был разделен между двумя лентами с политическим месседжем. Одна называется «Отверженные» и снята чернокожим французским режиссером Ладжем Ли, другая — «Бакурау» — бразильцами Клебером Мендонсой Филью и Жулиано Дорнеллесом. Оба фильма актуальны в свете последних событий: в день перед закрытием фестиваля «желтые жилеты» прошли по парижскому кварталу Маре, а в Бразилии к власти пришли крайне правые «зомби». Однако если в «Отверженных» все же есть определенная художественная энергия, то «Бакурау» — кино без почерка и стиля.
Приз за женскую роль присужден актрисе Эмили Бичем из картины «Малыш Джо», имевшей невысокий рейтинг, зато снятой режиссером-женщиной — Джессикой Хауснер. Разумеется, не осталась без наград и Селин Скьямма с лесбийской драмой «Портрет девушки в огне», где в который раз эксплуатируются «Времена года» Вивальди. Среди перечисленных фильмов ни одного выдающегося, зато каждый заполняет важную политическую квоту: социально-политическую, гендерную или этническую. Но особенный непрофессионализм жюри проявило, выписав приз за режиссуру братьям Дарденн за худший в их фильмографии фильм «Молодой Ахмед», где стремление применить гуманизм к герою-преступнику невольно оборачивается чуть ли не оправданием террора.
А в это самое время без наград остались куда больше их заслужившие «Тайная жизнь» Терренса Малика с великолепной ролью Валери Пахнер, «Однажды в Голливуде» Квентина Тарантино, «Озеро диких гусей» Дяо Инаня, «Простите, вас не было на месте» Кена Лоуча. И разумеется, «Мектуб, моя любовь: интермеццо» Абделатифа Кешиша — радикальнейшее высказывание, направленное сразу по нескольким адресам: тут и исламофобы, и исламисты, и феминистки, и просто люди без художественного воображения, вульгарно ополчившиеся против фильма.
Определенным утешением может служить награждение «Золотой пальмовой ветвью» корейских «Паразитов» — лихо сделанной картины Пон Чун Хо, в которой острая социальность воплощена в продуманной и эффективной форме площадной комедии. За этот фильм не стыдно, а почти все остальные награды останутся на совести их присудивших. И беда не в том, что «прокатили» Тарантино с Альмодоваром: переживут, не сомневаюсь. Хуже то, что преждевременно похоронив старые имена, 72-й Каннский уйдет в историю, так и не открыв по-настоящему значительных новых.
Фотогалерея
Закрытие Каннского кинофестиваля
Актер и режиссер Сильвестр Сталлоне
Фото: Коммерсантъ / Анатолий Жданов
Актер Антонио Бандерас и его подруга Николь Кемпел
Фото: Коммерсантъ / Анатолий Жданов
Актер и режиссер Сильвестр Сталлоне с семьей
Фото: Коммерсантъ / Анатолий Жданов
Актриса Стейси Мартин
Фото: Коммерсантъ / Анатолий Жданов
Актер Гаэль Гарсия Берналь с подругой Фернандой Арагонес
Фото: Коммерсантъ / Анатолий Жданов
Актриса Чжан Цзыи
Фото: Коммерсантъ / Анатолий Жданов
Вице-президент и главный дизайнер компании Chopard Кэролайн Шойфеле и актер Кристоф Вальц
Фото: Коммерсантъ / Анатолий Жданов
Актриса Кьяра Мастроянни
Фото: Коммерсантъ / Анатолий Жданов
Режиссер Майкл Мур и актриса Соня Лав
Фото: Коммерсантъ / Анатолий Жданов
Церемония закрытия Каннского кинофестиваля
Фото: Коммерсантъ / Анатолий Жданов
Стилисты Элоиз вон Вельвет и Дэвид Мичиган
Фото: Коммерсантъ / Анатолий Жданов
Вице-президент кинофестиваля Катрин Денев
Фото: Коммерсантъ / Анатолий Жданов
Председатель жюри 72-го Каннского кинофестиваля Алехандро Гонсалес Иньярриту с членом жюри Эль Фаннинг
Фото: Коммерсантъ / Анатолий Жданов
Актрисы Адель Анель (слева) и Ноэми Мерлан (справа), режисер Селин Скьямма (в центре)
Фото: Коммерсантъ / Анатолий Жданов
Актриса Пас Вега
Фото: Коммерсантъ / Анатолий Жданов
Актер Вигго Мортенсен (слева) и режиссер Лисандро Алонсо
Фото: Коммерсантъ / Анатолий Жданов
Модель Малгоша Бела
Фото: Коммерсантъ / Анатолий Жданов
Председатель жюри 72-го Каннского кинофестиваля Алехандро Гонсалес Иньярриту (третий слева) с членами жюри (слева направо) Павлом Павликовским, Эль Фаннинг и Маймуной Н'Диайе, Йоргосом Лантимосом и Келли Райхардт
Фото: Коммерсантъ / Анатолий Жданов
Режисер Квентин Тарантино с женой Даниэллой Пик
Фото: Коммерсантъ / Анатолий Жданов
Братья-режиссеры Жан-Пьер (слева) и Люк Дарденны
Фото: Коммерсантъ / Анатолий Жданов
Слева направо в первом ряду: актеры Реда Катеб, Эрик Толедано, Венсан Кассель, Оливье Накаш и актриса Хелен Винсент
Фото: Коммерсантъ / Анатолий Жданов
Актриса Катринель Менгия
Фото: Коммерсантъ / Анатолий Жданов
Актриса Эмманюэль Дево и актер Бернар Ле Кок
Фото: Коммерсантъ / Анатолий Жданов
Режиссер Василис Кекатос, получивший награду за корометражку «Расстояние между нами и небом»
Фото: Reuters / Stephane Mahe
Вице-президент кинофестиваля Катрин Денев и председатель жюри Алехандро Гонсалес Иньярриту
Фото: Reuters / Eric Gaillard
Режиссер Цезарь Диас (в центре) получил награду за лучший дебютный фильм за картину «Наши матери»
Фото: Reuters / Stephane Mahe
Актриса Эмили Бичем получила приз за лучшую женскую роль в картине «Малыш Джо»
Фото: Reuters / Eric Gaillard
Специального упоминания жюри удостоился режиссер Элия Сулейман (справа) за фильм «Должно быть, это рай»
Фото: Reuters / Eric Gaillard
Антонио Бандерас получил награду за лучшую мужскую роль фильм Педро Альмодовара «Боль и слава»
Фото: Reuters / Eric Gaillard
Приз за лучший сценарий достался фильму Селин Скьямма (справа) «Портрет девушки в огне»
Фото: Reuters / Stephane Mahe
Режиссер Ладж Ли (в центре), получивший специальный приз за фильм «Отверженные»
Фото: Reuters / Eric Gaillard
Режиссер Мати Диоп, получившая гран-при за фильм «Атлантика», и актер Сильвестр Сталлоне
Фото: Reuters / Stephane Mahe
Братья-режиссеры Жан-Пьер (в центре) и Люк Дарденны, получившие приз за лучшую режиссуру, и актер Вигго Мортенсен (слева). На кинофестивале они представили картину «Молодой Ахмед»
Фото: Vianney Le Caer / Invision / AP
Режиссер Клебер Мендоса-младший (справа), получивший специальный приз жюри за фильм «Бакурау»
Фото: Reuters / Eric Gaillard
Режиссер Пон Чун Хо, получивший Золотую пальмовую ветвь за фильм «Паразиты»
Фото: Reuters / Stephane Mahe
Лауреаты премий фестиваля на церемонии закрытия
Фото: Reuters / Eric Gaillard
Председатель жюри Каннского кинофестиваля Алехандро Гонсалес Иньярриту и актриса Эль Фаннинг
Фото: Reuters / Eric Gaillard
Режиссер Пон Чун Хо (слева) и актер Сон Кан Хо
Фото: Коммерсантъ / Анатолий Жданов
Режиссер Джессика Хауснер (слева) и актриса Эмили Бичем
Фото: Коммерсантъ / Анатолий Жданов
Режиссеры Жан-Пьер (слева) и Люк Дарденны
Фото: Коммерсантъ / Анатолий Жданов
Режиссер Мати Диоп
Фото: Коммерсантъ / Анатолий Жданов
Режиссер Василис Кекатос (слева)
Фото: Коммерсантъ / Анатолий Жданов
Актер Антонио Бандерас
Фото: Коммерсантъ / Анатолий Жданов
Слева направо: продюсер Туфик Айади, режиссер Ладж Ли и продюсер Кристоф Барраль
Фото: Коммерсантъ / Анатолий Жданов
Режиссер Элия Сулейман
Фото: Коммерсантъ / Анатолий Жданов
Режиссер Цезарь Диас (слева)
Фото: Коммерсантъ / Анатолий Жданов