Кандидаты на пост премьер-министра выстраиваются в очередь
Кто может возглавить правительство Великобритании
Список кандидатов на пост премьер-министра Великобритании насчитывает восемь человек. Это бывшие и действующие члены правительства Соединенного Королевства. Члены Консервативной партии готовы побороться за кресло главы кабмина после того, как Тереза Мэй объявила об отставке. Она готовится сложить полномочия 7 июня. Кто станет ее преемником? И что это значит для России? С подробностями — Иван Якунин.
12,5 тыс. фунтов в месяц — на зарплату премьер-министра сейчас претендуют восемь кандидатов. Пожалуй, единственный, известный российскому наблюдателю, это бывший глава британского МИДа Борис Джонсон, но есть и другие занимательные персонажи. Например, экс-министр по делам окружающей среды Майкл Гоув. Человек с сомнительной репутацией: сначала он был союзником Дэвида Кэмерона, но после раскритиковал его и превратился в оппонента. Потом сделал то же самое с Борисом Джонсоном. Еще один претендент на премьерское кресло — Доминик Рааб — бывший министр по «Брекситу», знает эту кухню изнутри, и голосовал за выход без соглашения. О других ярких кандидатах рассказал собственный корреспондент «Ъ FM» в Лондоне Андрей Остальский:
«Джереми Хант — крупная фигура, министр иностранных дел, до этого был министром здравоохранения, у него были большие проблемы — забастовки молодых врачей.
Нынешний министр здравоохранения Мэттью Хэнкок тоже в этом списке, он был ярым защитником Терезы Мэй. Андреа Ледсом, лидер Палаты общин, тоже пыталась уже и в прошлый раз. Вначале была популярна, но показала себя крайне слабым оратором и фактически была как перспективный политик уничтожена. Есть в этом списке Эстер Макви, бывшая телевизионная презенторша, ярая сторонница “Брексита”, одно время она утверждала, что если Британия останется в Европейском союзе, она вынуждена будет перейти на евро».
Собственно, выдвинуться мог любой депутат партии консерваторов, заручившись поддержкой двух коллег. Потом за них будут голосовать депутаты-тори — их всего 300 человек. Они составят шорт-лист из двух кандидатов, которых будут выбирать все члены партии — больше 120 тыс. человек. «Ъ FM» позвонил в британскую букмекерскую контору Ladbrokes и узнал фаворита гонки:
«Борис Джонсон — 6:4, Доминик Рааб — 4:1, Майкл Гоув — 5:1, Андреа Ледсом — 12:1, Джереми Хант — 12:1. Это топ-5».
Борис Джонсон — человек противоречивый. С одной стороны, как мэр Лондона он проводил в городе русские недели и ярмарки. С другой, сравнивал Владимира Путина с эльфом Добби из книг про Гарри Поттера и называл его безжалостным тираном. Согласно данным опросов, его поддерживают больше 30% однопартийцев, и столько же за всех остальных кандидатов в совокупности. Если он изберется, что это будет означать для Европы и России? «Ъ FM» задал этот вопрос бывшему послу Великобритании в России Энтони Брентону: «Что касается “Брексита”, это главное, что заботит политиков сегодня, и этому будет посвящено максимум времени. И Джонсон настроен довольно жестко выйти из Евросоюза без сделки. Такой же жесткий подход он применял и по отношению к России, когда был министром иностранных дел. Сейчас все будет зависеть от того, как поведет себя Россия. У меня есть ощущение, что наши отношения могут улучшиться, но это возможно только если не повторятся такие инциденты, как отравление Скрипалей».
У России есть опыт работы с Джонсоном, когда тот был главой МИДа. Вспоминается эпизод, когда он отменил первый за пять лет визит в Россию из-за обострения ситуации в Сирии и заявил, что послание Лондона передаст госсекретарь США Рекс Тиллерсон. «Ъ FM» обратился за комментарием к официальному представителю МИД Марии Захаровой. Та ответила, что выборы главы государства или правительства — это дело народа соответствующей страны, а Россия готова к равноправному и взаимоуважительному сотрудничеству.
Би-би-си описало электорат кандидатов на пост премьер-министра. 86% членов Консервативной партии — это представители среднего класса. Они самозанятые или работают в частном секторе. Их доход выше, чем у лейбористов: 40% зарабатывают больше 30 тыс. фунтов в год, 5% — больше 100 тыс. фунтов.