Приштинно-следственные явления
Действия спецназа Косово вызвали новый конфликт с Сербией и вовлекли в него Россию
Сербия и Косово вновь оказались на грани вооруженного конфликта. В ответ на операцию косовской полиции на севере этого бывшего сербского края и арест около 30 человек армия и силы безопасности Сербии были приведены в состояние полной боеготовности. В инцидент оказалась косвенно вовлечена и Россия: среди задержанных косовской полицией был гражданин РФ, сотрудник миссии ООН. В Москве случившееся назвали провокацией, призвав Запад «образумить косовоалбанских радикалов и предотвратить дальнейшее разрастание конфликта с непредсказуемыми последствиями». С подробностями — корреспондент “Ъ” на Балканах Геннадий Сысоев.
Полицейская операция на севере Косово началась во вторник в шесть утра. Подразделения полиции при поддержке спецназа ROSU вошли в несколько населенных пунктов, где проживают преимущественно сербы, и провели аресты. Были задержаны 19 местных полицейских и около десяти гражданских лиц — по обвинению в коррупции, контрабанде и других преступлениях. Сразу после этого местные сербы вышли на улицы и стали возводить баррикады. В ряде населенных пунктов дело закончилось столкновениями с применением камней и стрельбой в воздух, в результате чего ранения и травмы получили несколько человек с каждой из сторон.
В ответ Сербия привела в полную боеготовность свою армию и полицию, а президент Александр Вучич срочно созвал заседание Совбеза. Кроме того, Белград призвал ведущие мировые державы урезонить Приштину, заставив ее вывести спецназ с севера, где его нахождение возможно только с согласия возглавляемых НАТО международных сил в Косово KFOR.
Косовские власти назвали проводимые аресты частью «давно планируемой операции» по обезвреживанию группы коррупционеров, причастных к контрабанде товаров. По их словам, операция не направлена против сербов и среди задержанных несколько представителей других национальностей, в том числе четыре албанца. А президент Косово Хашим Тачи расценил решение своего сербского коллеги о приведении армии в полную боеготовность как «популизм для внутреннего потребления». «Президент Сербии прекрасно знает, что он не смеет двинуться с армией в Косово»,— пояснил Хашим Тачи.
Легитимными действия косовской полиции сочли и в KFOR.
«Операция проводится с санкции прокуратуры на всей территории Косово, а не только на севере, она направлена не против сербов, а против лиц, обвиняемых в коррупции и других преступлениях»,— пояснили в международных силах.
В ЕС также не стали драматизировать ситуацию, ограничившись призывом ко всем сторонам проявлять сдержанность.
Куда более жестко на события на севере Косово отреагировали в Москве. В российском МИДе действия косовской полиции расценили как «провокацию Приштины, направленную на устрашение и выдавливание неалбанского населения, установление контроля над этими районами силовым путем», и призвали западных покровителей Приштины «образумить косовоалбанских радикалов и предотвратить дальнейшее разрастание конфликта с непредсказуемыми последствиями».
Реакция Москвы стала еще жестче, когда выяснилось, что среди задержанных косовской полицией — гражданин РФ, сотрудник миссии ООН в Косово Михаил Краснощеков. Арест подтвердил президент Косово. «Задержан один русский, который попытался помешать акции полиции»,— заявил Хашим Тачи.
Его слова пояснил директор косовской полиции Решат Челяй: «В ходе попытки устранения одной из баррикад полиция столкнулась с автомобилем ООН, в котором находились один международный и один местный сотрудник миссии. Они были задержаны, поскольку находились на баррикадах».
В ответ на задержание россиянина МИД РФ потребовал от миссии ООН «предоставить исчерпывающую информацию относительно неправомерного ареста Михаила Краснощекова и предпринять максимальные усилия с целью его незамедлительного освобождения». Позицию Москвы поддержал и глава миссии ООН в Косово Захир Танин, призвавший к немедленному освобождению своего сотрудника. Во второй половине дня миссия ООН сообщила об освобождении Михаила Краснощекова.
К тому времени ситуация на севере Косово несколько стабилизировалась, а президент Сербии объявил, что косовский спецназ и полиция уходят из этих районов. Александр Вучич высказал предположение, что это происходит благодаря мировому сообществу, указавшему косовским властям на «избыточное применение силы».
Это заявление господин Вучич сделал в сербском парламенте, который с понедельника обсуждает как раз отношения с Косово и где накануне президент Сербии в течение двух с половиной часов излагал свое видение этих отношений. Оно оказалось беспрецедентно откровенным.
Александр Вучич призвал Сербию признать, что она больше не контролирует Косово.
«Время выбирать между сладкой ложью и горькой истиной,— объявил президент и тут же высказался о своем выборе: — Я решил не продолжать ложь и самообман, я сказал всем, что нет власти Сербии, нет нашего правительства в Косово и Метохии и мы должны прекратить обманывать наших людей». В практическом плане, по его словам, Сербии необходимо выбрать, как строить отношения с Косово: «сохранить замороженный конфликт» или налаживать контакты. Сам господин Вучич высказался за улучшение отношений с Приштиной.
«Александр Вучич, делающий ставку на интеграцию Сербии в ЕС, хотел бы уже до конца года договориться с Косово о нормализации отношений, рассчитывая при этом получить хоть какие-то уступки взамен,— пояснил “Ъ” на условиях анонимности источник в окружении сербского президента.— Однако ни в Приштине, ни на Западе готовности к таким уступкам пока не видно. А в этих условиях объяснить сербской общественности нормализацию с Косово будет непросто».
Подтверждением таких опасений стало и заявление лидера считающегося пророссийским националистического движения «Двери» Бошко Обрадовича. Он прямо обвинил президента Сербии в сговоре с Хашимом Тачи, назвав события на севере Косово «плохо срежиссированным спектаклем» с целью создания условий для нового разграничения и признания независимости Косово.