ГИБДД испытывает трудности перевода
Большая часть нарушителей из других государств дорожных штрафов не получает
Властям не удается наладить действенную систему наказания водителей автомобилей с иностранными номерами, нарушающих правила дорожного движения в России. Госкомпания «Автодор» представила данные, согласно которым в 2018 году только на 300-километровом участке трассы М1 в Смоленской области выявлено более полумиллиона нарушителей скоростного режима из сопредельных государств — более 50% от числа всех нарушителей на этом отрезке дороги. Однако штрафа никто из них не получил. В столице удается штрафовать не больше 1% иностранцев-нарушителей: чаще всего в Москве правила нарушают автовладельцы из Белоруссии, Грузии, Азербайджана, Армении. Для решения проблемы ГИБДД необходимо установить эффективное взаимодействие с Федеральной таможенной службой, призывают эксперты.
Проблемы систем автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения (ПДД) обсуждались вчера в Общественной палате (ОП). Зампред правления госкомпании «Автодор» Юрий Байрамов пожаловался на невозможность наказания собственников машин с иностранными номерами. Он привел в пример участок трассы М1 протяженностью 302 км в Смоленской области: более 50% всех нарушений в 2018 году (514 тыс. превышений скорости), зафиксированных камерами, совершено иностранцами. 50% всех ДТП на участке трассы совершено также приезжими. Это усложняет выполнение майского указа президента, пожаловался Юрий Байрамов, согласно которому к 2024 году смертность в ДТП по всей стране должна снизиться в 3,5 раза.
Проблема с наказанием автовладельцев из других государств возникла еще десять лет назад, когда на дорогах появились первые камеры. При вынесении постановления Госавтоинспекция может запросить у Федеральной таможенной службы (ФТС) сведения об адресе автовладельца, оформив постановление и направив его по почте. Однако, по данным “Ъ”, такие запросы делает только столичное УГИБДД, но практика эта немассовая: в 2017 году иностранцам, нарушившим ПДД под камерами, было направлено всего 8,3 тыс. постановлений, в 2018 году — 22,2 тыс. (общее число штрафов с камер в городе — 26,6 млн). Чаще всего нарушают водители на машинах с белорусскими, грузинскими, азербайджанскими, армянскими номерами. Иностранцы оплачивают около 25% штрафов (россияне — 80%). В регионах такой практики нет.
В 2018 году ФТС России передала МВД информацию о владельцах 261,9 тыс. транспортных средств, заявили “Ъ” в пресс-службе таможенной службы. Там уточнили, что информацию о временно ввезенных в РФ автомобилях полицейское ведомство получает в режиме онлайн через систему межведомственного электронного взаимодействия. По сведениям “Ъ”, у ГИБДД к качеству предоставляемых данных часто возникают вопросы, оформить постановления получается далеко не всегда.
Еще одна проблема, говорят источники “Ъ”, знакомые с ситуацией, отсутствие данных о собственнике автомобиля у ФТС. Граждане Белоруссии, к примеру, пересекают границу с Россией без проверки, информация о транспортных средствах нигде не аккумулируется. В конце 2018 года было заключено межправительственное соглашение между Россией и Белоруссией об обмене информацией о нарушителях, но оно пока не применяется, так как еще нет протокола информационного обмена. Когда его разработают, неясно. Проект аналогичного соглашения готовится и с Казахстаном. Сейчас лишь 1% нарушений ПДД иностранцами, выявленных камерами в Москве, превращается в оформленные постановления, заявлял ранее вице-мэр Максим Ликсутов.
Помимо сложности наказания иностранцев в ОП вчера обсуждались и другие проблемы фотовидеофиксации. Представители общественности настаивали на том, чтобы все камеры (не только стационарные, но и мобильные) обозначались предупреждающими табличками. Депутат Александр Старовойтов (ЛДПР) призывал ввести штраф для органов власти, которые такие таблички не ставят, а вынесенные постановления отменять. Сегодня, напомним, таблички применяются, согласно ГОСТу, лишь в зоне действия стационарных камер, но санкции за несоблюдение правила не применяются. Заместитель главы ГИБДД России Александр Быков заверил присутствующих, что таблички обязательно ставятся перед стационарными комплексами, это одно из условий ввода камер в эксплуатацию. Член свердловского регионального отделения комитета по защите прав автомобилистов Максим Едрышов говорил о сложностях обжалования штрафов: если нарушение выявлено в другом регионе, нужно направлять заявление заказным письмом. Процедура действительно «сложновата», признался Александр Быков, ведомство готово ее упросить, особенно для случаев, когда есть технический сбой камеры (в 2018 году их выявлено 38 тыс.). Для этого ГИБДД уже направила в Госдуму предложения по изменению законодательства. Подобный законопроект анонсировался первым зампредом комитета Госдумы по госстроительству Вячеславом Лысаковым еще в 2017 году (“Ъ” рассказывал об этом). Документ готов, его планируется внести в парламент в ближайшее время, заявил депутат “Ъ” вчера.