Водителей отодвигают от судов
Служба финомбудсмена готовится принять страховые споры
Через три дня институт финансового уполномоченного начнет уже в обязательном порядке рассматривать все споры клиентов с компаниями по каско и ОСАГО. Старт работы нового механизма будет обеспечен за счет взноса ЦБ в 3 млрд руб., остальные расходы должны покрыть утвержденные ставки рассмотрения споров — от 15 тыс. до 45 тыс. руб. за каждый конфликт. Служба финомбудсмена рассчитывает нанести серьезный удар по бизнесу автоюристов, зарабатывающих на судах со страховщиками. Защитники автомобилистов считают, что походы граждан в суды не прекратятся, поскольку финомбудсмен не вправе взыскивать штрафы в пользу недовольных клиентов.
Главный финансовый уполномоченный Юрий Воронин вчера представил ставки взносов по рассмотрению страховых споров, которые с 1 июня в обязательном досудебном порядке будет рассматривать его служба. Базовая ставка по спору для страховщика составит 30 тыс. руб. Она обнулится, если претензии клиента будут признаны несостоятельными. Если же компания удовлетворит претензии в течение пяти дней с момента привлечения финуполномоченного, ставка составит 7,5 тыс. руб., в срок до десяти дней — 24 тыс. руб., свыше десяти дней — 30 тыс. руб., в случае признания претензий клиента страховщика обоснованными — 45 тыс. руб. Страховщик будет оплачивать работу финуполномоченного по итогам квартала.
Если стороной спора является не держатель полиса, а автоюрист, выкупивший права требования к страховщику по спору, так называемый цессионер, его ставка составит 15 тыс. руб. за дело. Она не обнуляется по итогам рассмотрения спора и оплачивается сразу при обращении к финомбудсмену. Как считает глава службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного Ольга Крайнова, такая ставка сократит «рентабельность» цессионеров на 30–40%. По ее словам, срок давности споров со страховщиком, к которым можно привлечь финомбудсмена, составляет три года (по ним не должно быть судебного решения). В службе полагают, что порядка 15% решений омбудсмена будут оспариваться в судах.
По словам Ольги Крайновой, старт работы нового института обеспечит взнос ЦБ в размере 3 млрд руб. Законодатели пока не освободили финомбудсмена от налога на прибыль, и 20% от взноса службе придется заплатить в бюджет. «Это нонсенс,— говорит она,— если в следующем году мы не будем освобождены от налога, ставки придется поднять на 20%». В случае отмены налога на третий год существования служба планирует выйти на самоокупаемость. Омбудсмен готовится принять около 308 тыс. споров в год только по ОСАГО (исходя из судебной статистики). Для этого ему нужен штат из 792 работников. Ольга Крайнова говорит, что службе пока хватит 170 человек: «Этого достаточно для входа в боевой режим».
Порядок обращения к финомбудсмену такой: сначала надо направить претензию страховщику, он должен ответить в течение 15 рабочих дней при подаче электронной заявки или в течение 30 календарных дней при других способах подачи. Затем, с неустроившим ответом страховщика надо обратиться к уполномоченному — через сайт службы или простым письмом. Служба рассматривает обращения в течение 15 рабочих дней, в случае проведения экспертизы срок может быть продлен не более чем на десять рабочих дней.
По словам координатора движения «Синие ведерки» Петра Шкуматова, не исключено, что граждане будут формально относиться к обращению к финомбудсмену, поскольку выгода от похода в суд с претензией к страховщику по-прежнему остается — финуполномоченный, в отличие от суда, не вправе взыскивать штрафы в пользу клиента страховщика по закону о защите прав потребителей.