Интиму предложили e-шопы
Торговля товарами «для укрепления семьи» уходит в онлайн
На российском рынке товаров для взрослых происходят серьезные изменения: за последние несколько лет число специализированных торговых точек в крупнейших городах страны сократилось на треть. В то же время онлайн-ритейлеры фиксируют рост спроса на такую продукцию в 1,5–2 раза. Продажи через интернет в сегменте уже превысили 35%. Доля онлайн-покупок продолжит увеличиваться: эксперты прогнозируют сокращение вдвое количества офлайн-магазинов в течение полутора лет.
С мая 2017 года по май 2019 года количество магазинов по продаже интимных товаров в 15 городах-миллионниках сократилось с 2,2 тыс. до 1,45 тыс., следует из подсчетов сервиса 2ГИС, сделанных по запросу “Ъ”. За два года больше всего магазинов закрылось в Казани (47,2%), меньше всего — в Волгограде (3,6%). Единственный город, где наблюдается положительная динамика,— Ростов-на-Дону, там количество секс-шопов за два года выросло на 14,3%.
Сокращение специализированных торговых точек привело к росту продаж интимных товаров в онлайне. В Ozon сообщили “Ъ”, что в последние два года объемы продаж продукции для взрослых увеличиваются ежегодно в 2,3 раза. Только за первый квартал 2019 года рост составил 2,5 раза, уточнили в компании. Представитель AliExpress Антон Пантелеев говорит, что на этой интернет-площадке эротические товары входят в десятку самых продаваемых. Ежегодно спрос на интимную продукцию у AliExpress растет примерно на 50%. По оценкам «Infoline-Аналитики», объем рынка товаров для взрослых в 2018 году превысил 50 млрд руб., а доля онлайн-продаж — 35%.
«Многим потребителям удобнее совершать такие деликатные покупки через интернет, так как весь путь от выбора товаров до оформления заказа клиент проходит самостоятельно, может спокойно подобрать интересующий товар дома, а не выбирать его в магазине и общаться с продавцами»,— уверены в Ozon.
У совладелицы специализированного магазина «Шпилли-Вилли» Есении Шамониной другое мнение: «При выборе важна индивидуальность, которую сложно определить при покупке через интернет». Поэтому, по ее словам, ее магазин работает только в офлайне.
Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров называет товары для взрослых одной из самых активно мигрирующих в онлайн категорий. Он добавляет, что для значительной части покупателей это один из самых некомфортных видов шопинга. По его мнению, в течение полутора лет может закрыться еще половина магазинов, эффективными останутся объекты преимущественно в местах с очень большим трафиком или крупные сетевые игроки. «При этом онлайн-ритейлерам, специализирующимся только на взрослых товарах, будет сложно конкурировать с такими крупными универсальными игроками, как AliExpress, Wildberries, Ozon и "Юлмарт", которые уже присутствуют и активно развиваются в сегменте»,— отмечает эксперт.
Впрочем, с данными, приведенными 2ГИС, не соглашается основатель компании-дистрибутора товаров для взрослых «Поставщик счастья» Дмитрий Коробицын: «На рынке такого повального закрытия магазинов нет. Все сильные офлайн-игроки усиливают свое присутствие и находятся в постоянном поиске подходящих площадей для открытия новых точек».
Антон Пантелеев отмечает сезонность спроса на категорию товаров для взрослых: их продажи растут в холодное время года, особенно в ноябре—декабре, тогда как к лету интерес пользователей плавно переключается на товары для хобби и спорта. «Второй всплеск наблюдается к так называемым гендерным праздникам, особенно к 14 февраля, когда спрос вырастает в разы»,— комментирует он. Дмитрий Коробицын говорит еще об одной тенденции в этом сегменте: количество российских брендов выросло с 15,55% в 2017 году до 24% в 2019 году. При этом, продолжают в Ozon, доля интимной продукции не может конкурировать, например, с товарами повседневного спроса, спортивным инвентарем или электроникой. А самыми активными городами по покупкам в компании называют Москву, Санкт-Петербург, Краснодар, Екатеринбург и Казань.