«В другой стране мы бы не смогли пойти на такое сотрудничество»
Директор музея Альбертина — о взаимодействии с Московской биеннале и будущем своего музея
Знаменитый венский музей Альбертина теперь выступает стратегическим партнером Московской биеннале. Директор Альбертины Клаус Альбрехт Шредер рассказал Игорю Гребельникову об экспансии музея в Вене и в Москве.
— В чем состоит партнерство с Московской биеннале кроме того, что вы даете работы для выставки? И вообще, зачем оно музею Альбертина?
— Во-первых, у нас сложились очень близкие отношения с Россией: мы проводили выставки в Эрмитаже, Русском музее, ГМИИ, Третьяковской галерее и всегда потрясающе работали вместе. Я очень хорошо отношусь к генеральным директорам этих музеев. Поэтому и сейчас мое доверие очень велико: в другой стране, в другом городе мы бы не смогли пойти на такое сотрудничество.
А во-вторых, за последние годы музей значительно расширил коллекцию современного искусства, сейчас в ней около 5 тыс. произведений, от Билла Виолы и Ансельма Кифера до Карела Аппеля и Энди Уорхола, но все они находятся в хранилище. 12 марта следующего года мы открываем новое пространство — Альбертина Модерн, где будем выставлять эти вещи. И сейчас я готов сотрудничать с Московской биеннале и Третьяковской галереей, чтобы там показать наше собрание. Это будет первый зарубежный показ нашей коллекции современного искусства. Надеемся, что пространство для выставки успеют привести в должное состояние.
— Кто занимался отбором работ для Московской биеннале?
— У нас были рабочие встречи в Вене и Москве. Сначала мы представили Юлии Музыкантской длинный список произведений, из него экспертный совет биеннале и куратор сделали свой выбор. Сейчас есть предварительный список, в нем порядка сорока произведений, но что-то в нем может измениться: полноценная встреча с куратором Дмитрием Черняковым запланирована на июнь. Конечно, мы могли бы предложить и 200 работ, но, увы, места не так много, ведь там будут и работы, которые биеннале специально заказывает художникам. Мы с нетерпением ждем всех деталей, сейчас у нас есть рабочая концепция выставки и проект, утвержденный куратором, но это не точный план, а эскиз. Все окончательные решения будут приняты в июне.
— Благодаря чему так стремительно приросла ваша коллекция?
— Нам переданы два больших собрания современного искусства — коллекции супругов Эссл и галереи Jablonka — с работами таких важных художников, как Алекс Кац, Георг Базелиц, Шерри Левин и многих других. Причем каждый из них представлен не единичными произведениями, а десятью, двадцатью, а то и пятьюдесятью работами. Также нам многое дарят сами художники. Что-то мы покупаем, и здесь у нас в приоритете австрийское искусство, а также произведения, выполненные на бумаге, включая таких художников, как Уильям Кентридж, Роберт Лонго. Кстати, гигантскую картину последнего, написанную углем, мы готовы предложить для выставки в Москве, однако ее экспонирование требует определенных условий.
— В здании Альбертина Модерн будет постоянная экспозиция или временные выставки?
— Экспозиция будет меняться три раза в год, так как коллекция огромная, а площадь — около 1700 кв. м. Каждый раз это будут тематические выставки, многие художники будут повторяться, но с разными работами. Мы себе это можем позволить, располагая, скажем, не одной картиной Маркуса Люперца или Росса Блекнера, а двадцатью-тридцатью.
— После реконструкции и расширения музей Альбертина стал самым посещаемым в Вене, обойдя даже Музей истории искусств. Чем вы объясняете такой успех?
— С 1999 года мы придерживаемся четкого плана диверсификации своей коллекции. Объясню. Мы располагали крупнейшим в мире собранием графики, но по большому счету, кроме нее, у нас ничего не было, и это стало нашей ахиллесовой пятой, мы теряли посетителей, тогда их было порядка 20 тыс. в год. Стало ясно, что нужно создать новые разделы собрания, включающие фотографию, классическое и современное искусство. Целью этой стратегии было представить искусство в музее адекватно современному контексту. И это стало рецептом успеха: в прошлом году у нас было 1 004 800 посетителей.