«Теряем мы Сербию, если совсем уже не потеряли»
Дмитрий Дризе — о конфликте между Сербией и Косово
Напряжение на севере Косово не спадает. Армия Сербии была накануне приведена в состояние повышенной боевой готовности. Такое решение принял президент страны Александра Вучич в ответ на операцию косовского спецназа в сербских районах частично признанной республики. Среди задержанных оказался и российский дипломат, но впоследствии он был освобожден и госпитализирован. К вечеру вторника операция косоваров завершилась, однако Вучич заявил об опасности нового противостояния. Политический обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Дризе считает, что Россия больше не может повлиять на ситуацию в бывшей Югославии.
Евросоюз и НАТО ожидаемо приняли сторону албанцев Косово. Представить сил KFOR объявил, что был в курсе полицейской операции по искоренению коррупции — это никакое не вторжение и не этнические чистки, а элементарное наведение порядка, в ходе которого произведены аресты граждан разных национальностей.
В Сербии считают по-другому — намекают на геноцид. В первую очередь, потому, что полиция действует на территории четырех муниципалитетов, населенных этническими сербами. Имели место перестрелки: несколько сербов получили легкие ранения. Жестко задержали гражданина России, сотрудника миссии ООН Михаила Краснощекова. Москва возмутилась — дипломата отпустили, хотя немного помяли.
Почему евроинтеграция Сербии и Косово затягивается
Президент Вучич привел армию в боевую готовность, чтобы защитить сербских братьев. Правда, сам накануне признал, что Косово не вернуть, и придется в итоге признать независимость этой бывшей сербской провинции, частично уже признанной мировым сообществом. Почему так надо поступить? Потому что это есть главное условие вступления в ЕС, куда Белград собирается интегрироваться. И понятно, что военная помощь косовским сербам ставит крест на таком вступлении, к тому же это вероятность прямого столкновения с НАТО. А косовары с такой поддержкой могут проводить любую операцию и плевать они хотели на то, что думает об этом президент Вучич.
А что же Россия? Сербия — наш союзник, одно из немногих европейских государств, где действительно хорошо относятся к русским. Но Москва тоже не может ничего сделать. То есть в принципе может, но это крайне нежелательно — в первую очередь, для самой Сербии. И для Москвы, понятно, все это некстати, поскольку проблем с Западом итак, что называется, через край. Поэтому остается лишь ограничиться осуждением и выражением обеспокоенности. То есть политически мы, конечно, помогаем, однако очень мало шансов, что западное сообщество нас услышит.
Россия в нынешнем западном понимании — угроза, она постоянно что-то дестабилизирует. И вот какая интересная ситуация в связи с этим складывается: Мадуро в Венесуэле мы помогать можем, даже напрямую присылать некие вооруженные формирования, а Вучичу — уже нет. Хотя Сербия ближе к нам и духовно и этнически, по всем статьям.
Более того, получается, для братского народа наша помощь как бы и нежелательна.
Получается, теряем мы Сербию, если совсем уже не потеряли. А ведь они там, в Брюсселе, могут еще больше надавить и вынудят Белград санкции поддержать, поставят очередное условие для вступления в ЕС. И что они будут делать? Ведь согласятся — не ходи к гадалке. Это к вопросу о росте глобального влияния России. На этот счет есть большие сомнения. Да и Мадуро назвать союзником как-то язык не поворачивается.