В погоне за красивой едой
Фудстилист Анна Бушуева о профессии, съемках и секретах рекламных фотографий
Фудстилист Анна Бушуева рассказала для чего гримируют еду, съедобны ли продукты из роликов и с рекламных плакатов и чем отличается рекламная съемка от фотографий в Инстаграм.
Новые профессии появляются нередко, но не все они выходят в реальную жизнь. Кто такие фудстилисты и в чем заключается их работа?
- На самом деле с результатами работы фудстилистов мы сталкиваемся каждый день, смотря на рекламные щиты производителей продуктов и напитков, останавливаясь напротив плакатов на стеклах ресторанов, или просто включая телевизор. Аппетитные фотографии и ролики еды давно стали важной частью рекламной индустрии. Задача фудстилиста - сделать еду визуально вкусной настолько, чтобы вам обязательно захотелось ее попробовать. Мы делаем красивую обложку.
Тогда каждый из нас, готовя ужин и накрывая на стол, тоже становится фудстилистом?
— Фудстилистом и шеф-поваром одновременно. В этой профессии все почти как в обычной жизни, - вкусно приготовили, красиво подали само блюдо, аккуратно разложили приборы, салфетки и все необходимое. Разница в подходе и аудитории. Делая ужин дома, вы точно знаете, кто что любит. Больше соуса, меньше соли, масло или сметана для заправки салата, любимая вилка и чашка. Фудстилисту, как и повару ресторана, надо «готовить» картинку так, чтобы она была вкусной, и при этом нравилась всем.
И в погоне за идеально выглядящей едой хороши все способы? В ход и правда идут муляжи, лак для волос, WD-40, и пена для бритья?
— Вместе с клубникой, подкрашенной губной помадой и резиновыми булочками для бургеров. Достали из коробки, и половина работы сделана. На деле это максимально близкая к натуральной история. В идеале еда на картинке — это то же блюдо, которое оказывается у вас в тарелке. Фудстилист старается раскрыть его, собрать картинку, показав самые аппетитные стороны. И, как у любого специалиста, здесь есть свои секреты.
Например, в рекламе прохладительных напитков или безалкогольного пива бутылка и бокал покрыты каплями и выглядят привлекательно-холодными. На съемочной площадке под светом вспышек капли очень быстро стекают. Поэтому стекло обрабатывается специальным составом, который удерживает капли на месте от дубля к дублю. Но после съемки из обработанных химией бокалов уже нельзя никогда и ничего пить, какими бы красивыми они ни были. Или лед - натуральный используется, но чаще это специальный гель или кусочки акрила разных форм и размеров, плавающие, тонущие, с пузырьками воздуха и без.
Получается, фудстилист, в первую очередь, техническая профессия?
— И техническая, и творческая. Такая смесь зачастую конфликтующих качеств. Какое понадобится больше для очередной съемки зависит от того, работаешь по четко прописанному сценарию - брифу, или разрабатываешь идею и концепцию самостоятельно. Многие фудстилисты приходят из творческих профессий, - фотографы, дизайнеры, шеф-повары. Это помогает формировать и правильное восприятие самого блюда или напитка, и строить кадр в целом. Некоторые успешно сочетают эти профессии в работе. Я тоже зачастую выступаю в качестве повара и фудстилиста одновременно, но предпочитаю второе. У меня высшее образование по направлениям дизайн и изобразительное искусство. А поварской опыт сводится к кулинарной школе, курсам и практике.
Что касается фотосъемки, то с начала этого года я плотно работаю в команде с Вадимом Пискаревым. Он больше известен как рекламный и портретный фотограф. И чем дальше, тем я больше понимаю, что если базовую компоновку за пределами тарелки можно освоить относительно быстро, то в том, что касается построения кадра и работы со светом, дьявол и правда кроется в деталях, и учиться этому можно бесконечно. Для себя решила, что лучше сосредоточиться на фудстайлинге, а не быть универсальным специалистом.
То есть при работе в команде, фудстилист большую часть съемки отдыхает и креативит, чем работает руками?
— Кстати, не обидный вопрос. Порой совпадает с мнением заказчиков, но, как правило, только до начала работы. Если не брать подготовку и разработку, на площадке все кажется просто - покидала все в тарелку и вокруг и смотришь, как крутится лед в бокале, горит огонь на плите и работают другие люди в кадре и за его пределами. На деле съемка — это командная работа с почасовой оплатой, арендой оборудования и помещения. Все в максимально сжатые сроки. Свежий пример – серия коротких рекламных роликов - 3 дня, каждый в новой локации в разных концах Москвы. Подряд 15, 13 и 10 часов почти непрерывной работы на ногах. В какой-то момент желание креативить сильно уступает необходимости упасть и уснуть с чувством почти выполненного долга. Но график есть график.
На самом деле, как и в любой работе, очень мотивирует, когда видишь итоговый результат, который нравится и тебе, и команде, и зрителю.
В такой команде на съемке собираются разноплановые специалисты. И если профессия фотографа, оператора, не говоря уже о поварском искусстве, существуют уже давно, то, как с фудстилистами?
— Необходимость в появлении этой профессии, думаю, совпала с переходом рекламы продуктов и напитков от рисованных изображений к фотографии. И чем активнее развивалась реклама, сложнее становились кадры, тем более осознанной она была. Но у нас еще в 2000-х фудстилисты были штучными специалистами. А популярность эта работа приобрела с переносом рекламных бюджетов в интернет и развитием социальных сетей, в первую очередь, Инстаграм.
И тогда вы увидели в ленте красивые картинки и решили украшать мир едой?
— Чуть раньше. Инстаграм появился в 2010, а я пришла в профессию 12 лет назад. В качестве ассистента фудстилиста начала работать в студии Сергея Мартьяхина, одной из ведущих рекламных фотостудий страны. Следующие 7 лет трудилась над созданием образов для рекламных кампаний. А с 2014 года я сотрудничаю с российскими и международными рекламными агентствами, продакшн-студиями, производителями продукции и ресторанами.
В основном это рекламная съемка, у нее своя специфика. Как и у имиджевой, в которой еда и напитки представлены в интересных и вкусных композициях. Имиджевая близка к съемке в инстаграме, но более детализирована по технике и свету.
В инстаграмной съемке свой подход, со вкусными рецептами и яркими эмоциями авторов. В последние несколько лет это очень популярное направление, достаточно вбить топовые хештеги и вы увидите миллионы фотографий. Очень живые работы. И в России много действительно талантливых авторов с массой подписчиков.
Боитесь конкуренции с их стороны или завидуете популярности?
— С точки зрения конкуренции - рекламная, имиджевая, инстаграмная и съемка для меню – разные специализации. Каждый работает по своей. Завидую ли? Бывает. Но скорее в том, что касается скорости. Клиентам порой сложно объяснить, почему в день ты собираешь 4-6 рекламных или имиджевых изображений, когда другие 20 или 30 инстаграмных и картинок для меню. Сейчас даже крупные российские заказчики порой идут по пути упрощения, пытаясь делать картинку небрежнее, а продукт на ней доступным, менее глянцевым.
Но когда смотришь работы специалистов из Европы, Америки или Японии то видно, насколько скрупулезно выверен каждый миллиметр картинки, как долго прорабатывались детали, насколько точно отдельные элементы создают общий кадр,. И понимаешь, что ситуация с тобой это только полбеды. А вот эти дотошные специалисты, если бы узнали, то завидовали бы совсем сильно. Но каждый раз в работе хочется идти именно по их пути, поднимая планку, а не упрощая кадр. И на рекламном рынке запрос на такую кропотливую работу сегодня есть.
Бушуева Анна Сергеевна
• Родилась 16 марта 1987 года.
• В профессию пришла в 2007 году как ассистент фудстилиста в студию Сергея Мартьяхина. Следующие 7 лет работала над созданием образов для рекламных кампаний производителей продуктов питания и напитков.
• С 2014 года в качестве фудстилиста сотрудничает с российскими и международными рекламными агентствами, продакшн-студиями, производителями продукции и ресторанами.
• Высшее образование по направлениям дизайн и изобразительное искусство.