Региональные авиаперевозчики ищут дешевый керосин
Как увеличение стоимости топлива может повлиять на развитие внутрироссийских направлений
Майский указ Владимира Путина под угрозой срыва из-за высоких цен на керосин. Авиакомпании предупредили, что увеличить число региональных перевозки будет сложно. Президент требовал за шесть лет довести их долю до 50%. Для сравнения, в 2017 году она составляла 23%. Особенно высока стоимость авиатоплива в отдаленных регионах, говорится в письмах Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта к вице-премьерам Дмитрию Козаку и Юрию Трутневу.
Если в центральной России тонна керосина стоит 47 тыс. руб., то на Камчатке — 77 тыс. Поэтому перевозчики и предпочитают летать через Москву, говорит заместитель исполнительного директора Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Борис Шокуров: «Стоимость топлива по территории неравномерна в силу разных обстоятельств. Цены на Дальнем Востоке почти в полтора, а то и в два раза выше. Авиакомпании, осуществляющие региональные рейсы, финансово не очень устойчивы, помимо этого себестоимость перевозок объективно выше. Кто-то будет сокращать свои полетные программы с тем, чтобы оптимизировать убытки. Проходило много совещаний, в том числе и на площадке Министерства финансов, но нам закономерно говорят: смотрите, цена на авиационный керосин снижается. Относительно тех пиковых заоблачных цен конца прошлого года, да, наверное, это так, но при этом за четыре месяца средневзвешенная цена авиационного керосина все равно на 80% выше, чем за четыре месяца прошлого года».
Специалисты отмечают, что сейчас региональным перевозчикам жизненно необходима господдержка. В частности, возмещение акциза на топливо и выплаты субсидий. Одна из мер, на которую уже согласился Минфин, — обнуление НДС на полеты в обход Москвы. Считается, что это позволит авиакомпаниям сэкономить около 10 млрд руб. Правда, это все равно не покроет все убытки, считает исполнительный директор агентства «Аэропорт» Олег Пантелеев. Чтобы сдержать цены, нужен целый комплекс мер государственной поддержки. «В регионах, например, на Дальнем Востоке, где есть только один очень крупный нефтеперерабатывающий завод, достаточно сложно обеспечить конкуренцию производства, еще сложнее логистику. В ряд населенных пунктов доставить керосин можно только по воздуху. Если задача состоит в увеличении стоимости авиатоплива не на единицы процентов, а на десятки, то она реализуема. Кроме того, в этих регионах в основном используются лайнеры еще советского производства, отличающиеся низкой топливной эффективностью.
Мобильность населения и количество авиаперелетов зависит в наибольшей степени от реально располагаемых расходов населения в регионах.
Поэтому пока уровень доходов в регионах будет недостаточно большой, говорить о подъеме авиации будет достаточно сложно. Безусловно, меры по субсидированию перевозок, которые предпринимаются, уже сейчас позволяют поддерживать этот сегмент и в ряде случаев даже наращивать перевозки. Обнуление НДС — это в первую очередь возможность изменить механизм субсидирования отрасли. Если раньше деньги выделяли в виде дотаций для того, чтобы сделать перелет более доступным — авиаперевозчики получали материальную поддержку — то сейчас они будут просто-напросто меньше отдавать государству. Отчасти это приведет к тому, что они смогут в течение достаточно длительного времени повышать цены на билеты меньшими темпами, чем если бы этот 10-процентный НДС сохранялся», — отмечает Олег Пантелеев.
В прошлом году Росавиация просубсидировала полеты на 175 региональных маршрутах. Деньги из бюджета получили 22 авиакомпании, которые с помощью государства перевезли более 500 тыс. человек. Так что это позитивный тренд, и понемногу количество рейсов между регионами увеличивается, рассказал главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Федор Борисов: «Их количество соответствует тому платежеспособному спросу, который сегодня есть. Другое дело, что государство и общество заинтересовано в увеличении аэромобильности населения, тем более что очень часто ситуация упирается в так называемую раскатку маршрутов. Авиакомпании не готовы брать на себя иски по начальной эксплуатации, потому что она достаточно дорогая, а деньги начинают поступать только через несколько лет. Региональное сообщение в обход Москвы более актуально для европейской части, для западной Сибири. Позитивный тренд, безусловно, есть, потому что некоторое время назад рейсы между Поволжьем и Уралом было очень ограничены. Сегодня есть ряд авиакомпаний, которые очень активно развивают прямое сообщение между регионами, например, есть рейсы Екатеринбург--Самара, но, опять-таки, в обход Москвы».
Как отмечает Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта, в первом квартале этого года из-за роста цены на керосин затраты авиакомпаний выросли примерно на 5-10%. Решение проблемы предложил Минфин: в ведомстве перевозчикам, которые испытывают сложности, посоветовали сократить флот.