Хим не безразлично

Пермские химические предприятия в большей своей части давно интегрированы в крупные российские химических холдинги, как, например, «Уралхим» (березниковский «Азот» и «Пермские минудобрения») и СИБУР («СИБУР-Химпром»). Тем не менее некоторые компании сохранили свою самостоятельность и играют значительную роль на внешних рынках. «Уралкалий» контролирует пятую часть мирового производства хлористого калия, а «Метафракс» в 2018 году стал крупнейшим экспортером метанола.

Калий на подъеме «Уралкалий» — один из крупнейших поставщиков калия на мировом рынке. После его объединения в 2011 году еще с одним прикамским производителем хлоркалия, «Сильвинитом», его влияние на внешние рынки усилилось. Доля компании на глобальном рынке составляет 17–18%.

76% продукции «Уралкалия» продается на внешних рынках. Из них почти треть (27%) покупают страны Латинской Америки, преимущественно Бразилия. На долю Китая и Индии приходится 18%, 14% — на страны Юго-Восточной Азии, 10% — поставки в Европу и 6% — в США.

Прошлый год для производителей хлористого калия оказался благоприятным. Спрос на их продукцию рос, он толкал вверх и цены. В 2018 году мировой спрос на калий достиг рекордных 66 млн тонн, превысив уровень 2017 года (65 млн тонн). Рост был обеспечен увеличением спроса в Бразилии. Благодаря устойчивому спросу за год стоимость тонны калия в Бразилии выросла на $70.

В 2018 году «Уралкалий» продал на рынке 11,1 млн тонн калия. Для сравнения: в 2017 году этот показатель составлял 12,7 млн тонн. Однако существенное увеличение цен на хлористый калий на основных рынках сбыта полностью компенсировало снижение объемов продаж. Компания смогла увеличить чистую выручку на 4% — с $2,183 млрд в 2017 году до 2,281 млрд в 2018-м.

Азиатский торг Снижение продаж в 2018 году связано с новой стратегией «Уралкалия» на внешних рынках. Она коснулась прежде всего Китая и Индии. В 2018 году «Уралкалий» сократил объемы продаж в Китае и Индии в связи с ограниченной доступностью продукции и более низкими ценами по сравнению с другими рынками стандартного хлористого калия.

С Китаем и Индией производители заключают долгосрочные контракты. Все остальные рынки покупают калий на спотовой основе, где цены, как правило, выше, чем на рынках долгосрочных контрактов.

По мнению калийщиков, новая стратегия соотнесения объемов производства с ценами и спросом позволяет исключить перепроизводство продукции и продажу по ценам «необоснованно ниже рыночных индикаторов».

Договоры «Уралкалия» с Китаем и Индией закончились в декабре 2017 года и в июне 2018-го. Новые контракты с Китаем и Индией производители стремились заключить по цене не ниже $300 за тонну калия. Однако конкурент «Уралкалия» — Белорусская калийная компания в августе 2018 года заключила контракты с этими странами по $290 за тонну.

В условиях ограниченной доступности продукта «Уралкалий» перераспределял объемы продукции на более прибыльные спотовые рынки с целью максимизации экспортной выручки.

В итоге «Уралкалий» все же подписал долгосрочный контракт с Китаем в четвертом квартале 2018 года, однако его объем оказался «в несколько раз меньше» традиционного.

В годовом отчете «Уралкалия» прогноз на 2019 год обозначен как «сдержанно оптимистичный». Как ожидается, драйвер 2018 года — бразильский рынок будет демонстрировать устойчивый рост. «Маловероятно, что фермеры существенно изменят нормы внесения калийных удобрений, учитывая недостаточность питательных веществ в почве»,— отмечают в компании. Перспективы спроса на рынках Индии и Китая остаются хорошими, перспективным рынком с точки зрения спроса выглядит Африка.

Осторожные прогнозы у «Уралкалия» в отношении рынков Юго-Восточной Азии и Океании. С одной стороны, эти страны в 2018 году увеличили закупки калия с 10,8 млн тонн до 10,9 млн. С другой стороны, падение рентабельности фермерских хозяйств в странах региона негативно сказалось на покупательской активности начиная с четвертого квартала 2018 года.

Особые надежды в компании связывают с российским рынком, где основным покупателем их продукции являются производители сложных и смешанных удобрений. В прошлом году объем поставок калия на российский рынок вырос на 9% и составил 2,64 млн тонн.

Эксперты полагают, что трейдеры «Уралкалия» выбрали правильную стратегию. «Зависимость от китайских и индийских партнеров гарантирует хорошие объемы продаж, но китайские покупатели — трудные переговорщики, когда дело касается цены. Когда открылась возможность выйти на новые рынки с хорошим спросом и ценой, имело смысл этим воспользоваться»,— полагает Алексей Калачев, аналитик ИК «Финам».

«При этом полностью уходить с рынков Индии и Китая, обеспечивающих долгосрочный спрос и большие объемы, было бы в корне неверно. Особенно если компания намерена увеличивать объемы продаж. „Уралкалий“ может вернуться к переговорам о долгосрочных контрактах, уже имея более прочную переговорную позицию по ценам»,— считает господин Калачев.

Альберт Короев, эксперт «БКС Брокер», полагает, что заключение краткосрочных контрактов — временная мера перед новыми переговорами во втором квартале текущего года. «Компания в годовом отчете отмечала, что перспективы спроса на рынках Индии и Китая остаются хорошими, хотя относительно последней неопределенности больше из-за государственной политики субсидирования. В том же отчете компания отмечает, что подобный маневр в прошлом году с переориентацией на более высокомаржинальные спотовые рынки позитивно отразился практически на всех годовых финансовых показателях»,— отмечает аналитик.

Метанол всему Еще одним предприятием химической промышленности Прикамья, которое в прошлом году оказало заметное влияние на внешний рынок, стало ПАО «Метафракс», производитель товаров сложной химии.

Головное предприятие группы находится в Пермском крае, но за последнее 15 лет «Мета­фракс» развился в холдинг, в который входит около десяти компаний, имеющих производственные и трейдинговые площадки в Подмосковье, а также в Австрии, Швейцарии и Южной Корее. География поставок группы включает более 1 тыс. потребителей химической продукции в 50 странах.

«Метафракс», следуя утвержденной недавно стратегии развития, предполагающей диверсификацию бизнеса, постоянно развивает производство и вводит на рынки новые продукты сложной химии. Однако по-прежнему больше половины (57,2% в 2018 году) в производстве «Метафракса» занимает метанол. Его производство выросло всего на 6%, достигнув 1170 тыс. тонн (мощность предприятия — более 1 млн тонн метанола). Объем продаж метанола вырос на 35,2%, достигнув показателя в 14,6 млрд руб.

Резкий рост выручки от продаж метанола связан с его экспортом. В прошлом году на долю «Метафракса» пришлось более половины всего объема поставок метанола за рубеж — 495 тыс. тонн.

Объем экспорта российского метанола в прошлом году оценивался в 1,9 млн тонн (тогда как в 2015 году — 1,4 млн тонн). И свыше 25% экспортного рынка впервые занял «Метафракс», став лидером. «Метафракс» за последние четыре года удвоил свой экспортный показатель по этому продукту. В 2015 году объем поставок компании за рубеж составлял 254 тыс. тонн, в 2016 году — 353 тыс. тонн, в 2017-м — 383 тыс. тонн, и по итогам 2018 года — 495,5 тыс. тонн.

По словам редактора издания «Argus Нефтехимия» Владимира Баранова, основной причиной роста экспорта метанола стало увеличение объемов производства продукта. Кроме того, поставки выросли за счет благоприятной экспортной конъюнктуры в 2018 году. По его данным, основной объем — 397,3 тыс. тонн — «Метафракс» отгрузил в финские порты. Производитель также экспортировал метанол в Польшу, Казахстан, Белоруссию, Литву и на Украину.

В первом полугодии контрактная котировка на метанол оставалась стабильной, на уровне 380 евро за тонну. Резкий рост начался во втором полугодии (до 419–428 евро за тонну), что при среднем уровне скидок в Роттердаме на уровне 21–22% давало диапазон между 300–340 евро за тонну.

По данным аналитиков рынка, в 2018 году объем экспорта метанола из России составил 1,9 млн тонн. Более четверти этого объема (26,1%) — почти 500 тыс. тонн — экспортировал «Метафракс». Он увеличил свои поставки сразу на 111 тыс. тонн. По этому показателю компания лидирует среди российских производителей. Ближайшие конкуренты «Метафракса» — «Сибметахим» (24,2%) и «Щекиноазот» (23,3%). Общий объем экспорта российского метанола с 2015 года увеличился с 1,4 млн до 1,9 млн тонн. Причем прошлогодний лидер — «Сибметахим» — снизил экспорт на 26 тыс. тонн (до 461 тыс. тонн). Так же значительно, как и «Метафракс», нарастил объемы продаж на экспорт и «Щекиноазот» — на 94 тыс. тонн (до 439 тыс. тонн).

По словам представителя компании Metafrax Trading International Василия Михайлова, «Мета­фраксу» удалось достичь лидирующего положения на рынке экспорта метанола по ряду причин, в том числе за счет обострения конкуренции на внутреннем рынке: значительную долю экспорта, как и ранее, заняла Финляндия, в которой у группы компаний налажена эффективная логистика по накоплению и перевалке судовых партий метанола. Довольно активно компания занимается и дистрибуцией на местном финском рынке, предлагая продукт, доставленный как железнодорожным, так и автомобильным транспортом.

«В сегменте доставки метанола морским транспортом ощущается рост конкуренции, заставляющий укрупнять поставляемые партии там, где это возможно. Также следует отметить увеличение экспортных поставок по железной дороге, что связано с удорожанием морской логистики и улучшением нетбеков при прямых продажах»,— заключает господин Михайлов.

При этом в «Метафраксе» снизили долю на российском рынке в 2018 году по сравнению с 2017-м — с 25,6% до 19,2%.

По словам представителя Metafrax Trading International, лидерство компании среди производителей метанола в РФ дает возможность компании позиционировать себя как основного экспортера данного продукта на рынок Северо-Западной Европы, а также привлекать сторонние объемы для реализации за счет использования своих перевалочных мощностей и собственного парка железнодорожных цистерн.

ВЯЧЕСЛАВ СУХАНОВ

Вся лента