Био или не быть

В «Башспирте» готовятся к ребрендингу и экспансии в Сибирь

Совет директоров республиканского госхолдинга «Башспирт» вчера утвердил новую стратегию развития предприятия. Новый менеджмент намерен провести ребрендинг госкомпании, позиционировать ее как производителя биологически чистой продукции под брендом «Башбиоспирт», трансформировать розничную сеть в алкомаркеты «Тантана», продавать франшизу, усилить экспансию в регионы России и особенно в Сибирь. Что касается местного рынка, то в руководстве совета предлагают «вытеснять» с него иногородних производителей. Также в «Башспирте» готовятся к возникновению избытка продукции после ввода в 2020 году нового водочного завода под Уфой: это может привести к закрытию части старых предприятий или их продаже.

«Башспирт» планирует развитие розницы в том числе по франшизе

Фото: Дмитрий Колпаков, Коммерсантъ

Заседание совета директоров «Башспирта», куда впервые пригласили журналистов, начали с разоблачения действий прежнего руководства госхолдинга. Генеральный директор Рауф Нугуманов, возглавивший предприятие в январе, сообщил о невыгодных для компании сделках предшественников. Так, для запуска производства глубокой переработки зерна «Башспирт» в 2014 году вошел в капитал компании «НПО Биобирск», куда внес 150 млн руб. и получил долю 49%. Проект заморозился на этапе закладки фундамента, а позже предприятие обанкротилось, сообщил докладчик. Еще около 180 млн руб. «Башспирт» потерял в результате участия в ЗАО «Алкомир» (позже — ООО «Трансактив»). В 2011-2018 годах руководство «Башспирта» купило у руководства «Алкомира» помещения с черновой отделкой по цене в полтора-два раза выше рыночной, сообщил Рауф Нугуманов. «То есть люди вошли в компанию помещениями якобы под магазины, а вышли с „живыми“ деньгами»,— добавил он. По данным kartoteka.ru, «Алкомиром» и «Трансактивом» руководил Лев Хорошилов (вероятно, родственник тогдашнего вице-премьера Башкирии Николая Хорошилова). Самим «Башспиртом» в 2010-2019 годах управлял Николай Князев. Документы о сделках будут направлены на проверку в прокуратуру, пообещал глава АО.

Неудачным проектом новый менеджмент считает и реанимирование водочного производства в поселке Булгаково под Уфой. Завод находится в центре населенного пункта, но его решено достроить.


«Надо будет решаться на снижение издержек неэффективных предприятий в составе группы»,— отметил заместитель генерального директора Игорь Дудоров. Поэтому в компании обсуждают вариант передачи этих мощностей неким инвесторам, в том числе для выпуска пива или малоалкогольной продукции. На закрытом ранее заводе в Ишимбае сам «Башспирт» с этого года начал разливать воду «Чистая». Финансовая составляющая этого проекта на заседании не обсуждалась.

• Башспирт на 100% принадлежит республике. Объединяет четыре ликероводочных завода в Уфе, Стерлитамаке, Белебее и Бирске и спиртовый в Стерлитамаке, развивает собственную розничную сеть из 168 магазинов. Занимает 5% рынка производства алкоголя в России. Выручка в 2018 году составила 5 млрд руб., чистая прибыль 262 млн руб. В 2018 году АО произвело 4,1 млн дал алкоголя, из которых реализовало в Башкирии 2,2 млн, в 28 регионах РФ 1,9 млн дал.

В стратегии предусмотрено наращивание сбыта продукции «Башспирта». «Нынешняя доля на рынке нас не устраивает»,— сказал Рауф Нугуманов, приведя в пример «Татспиртпром» с долей на российском рынке около 9%. В республике «Башспирт» может увеличить долю рынка за счет замещения суррогата, объем которого оценивают в 400 тыс. дал в год. В РФ перспективными рынками в холдинге считают Москву, Санкт-Петербург, но в первую очередь регионы Сибири — Новосибирск и Красноярск, где не представлена розничная сеть «Красное и белое», обосновал планы Игорь Дудоров (на «Красное и Белое», у которой в Башкирии больше 300 точек, при этом приходится больше половины розничных продаж продукции «Башспирта»).

Председатель совета директоров «Башспирта» Александр Сидякин вчера призвал «выдавливать» с местного рынка других производителей алкоголя, оговорившись, что имеет в виду «законные способы вытеснения».


После запуска завода в Булгаково «Башспирт» планирует ребрендинг в «Башбиоспирт», чтобы позиционировать себя как производителя экологически чистой водки. «Без ГМО и без химии, потому что мы производим из ржи, а не из пшеницы»,— заявил советник генерального директора Игорь Стрижнев.

Розничную сеть «Башспирта» планируют трансформировать «из сельпо в полноценные алкомаркеты» под брендом «Тантана» (от башкирского — «торжество») и развивать ее в том числе по франшизе. До конца года ребрендинг планируют завершить в 10 собственных магазинах «Башспирта» в Уфе и далее переоборудовать по 10 магазинов в год. Затраты на ребрендинг в «Башспирте» пока не считали. Первые магазины, прошедшие рестайлинг, показали рост выручки на 34%, сообщил Игорь Дудоров.

Также у АО есть планы наладить сбыт в заведениях общепита, отелях и дьюти-фри.

Опрошенные „Ъ“ эксперты считают идею переформатирования розницы перспективной. «Шаг вполне разумный, так как потребитель хочет покупать не только водку или бальзамы, но, например, вино»,— отмечает директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз. Средние затраты на ребрендинг и покупку нового оборудования для одного алкомаркета он оценивает в пределах 3 млн руб., срок окупаемости — в течение двух лет. «Окупится за счет расширения ассортимента, платы за вход со стороны поставщиков и других источников дохода»,— отметил собеседник.

Развитие алкомаркетов — популярный тренд, объемы продаж у них растут на 20% в год, соглашается генеральный директор некоммерческого партнерства «Клуб профессионалов алкогольного рынка» Максим Черниговский. «Свою сеть алкомаркетов в ближайшее время собирается открывать Х5 Retail Group, «Магнит», но бояться конкуренции со стороны крупных участников рынка не стоит. Основной акцент «Башспирт» все равно сделает на собственную продукцию, цены на которую ниже, и это основное рыночное преимущество»,— отмечает собеседник. По его мнению, в Башкирии госхолдингу стоит развивать собственную сеть, а за пределами региона сделать акцент на франчайзинговых проектах.

«Интерес к специализированным магазинам алкоголя устойчивый,— отметил генеральный директор INFOLine Иван Федяков.— Тем более, у компании есть опыт работы в этой области, который позволит избежать грубых ошибок. В первое время я бы посоветовал сосредоточиться на развитии собственной розницы и уже потом формировать сильную франшизу».

Наталья Павлова, Булат Баширов

Вся лента