Хабаровские власти ответили на требование «Аэрофлота» опровергнуть слова губернатора о ЧП с SSJ 100
Руководство Хабаровского края не объявляло о получении окончательных результатов расследования крушения самолета SSJ 100 в Шереметьево 5 мая, а также не высказывало претензий в адрес компании «Аэрофлот», заявил глава регионального министерства транспорта и дорожного строительства Валерий Немытов. Днем ранее руководство «Аэрофлота» назвало неприкрытой попыткой оказать давление на комиссию Межгосударственного авиационного комитета (МАК) и следствие заявление губернатора Хабаровского края Сергея Фургала о том, что причиной авиакатастрофы стал человеческий фактор. Авиакомпания потребовала представить подтверждающие тезис документы либо дать опровержение. Между тем, по словам пресс-секретаря губернатора Надежды Томченко, глава региона не заявлял о том, что у него на руках есть отчет МАК, поэтому требования «Аэрофлота» выглядят слегка странными.
Со слов министра, он получил письмо с информацией по безопасности полетов от замглавы Росавиации (от 17 мая). Письмо адресовано руководителям территориальных отделений ведомства, а также руководителям организаций гражданской авиации (копия имеется в распоряжении “Ъ”). В нем приводится описание произошедшего.
«Был зафиксирован (после попадания молнии.— “Ъ”) отказ радиосвязи, и соответственно, экипаж попал в особый случай полета. К сожалению, экипаж установил аварийный код только во время снижения и захода на посадку, поэтому аэропорт Шереметьево не успел подготовить полосу к аварийной посадке. Самолет неравномерно снижался, с большой скоростью, и посадочная скорость привела к тому, что случилось "козление" самолета при посадке, и, как следствие, при третьем ударе самолета о посадочную полосу произошло разрушение стоек шасси, которые повредили топливную систему самолета. При этом двигатели работали, что и привело к пожару и такому количеству жертв данной катастрофы», — пересказал содержание господин Немытов.
Он подчеркнул, что власти региона не обвиняют «ни компанию "Аэрофлот" и ее сотрудников, ни аэропорт Шереметьево». «Мы ждем, когда будет официальный отчет МАК, только тогда можно будет говорить о причине катастрофы. Но опять же не о вине. Вину устанавливают уже следственные органы, которые имеют на руках полный отчет МАК. Мы же сейчас основываемся на официальных данных, которые получили эксплуатанты, то есть авиакомпании. И руководителям вменено в обязанность не просто довести данную информацию до своих пилотов, инженеров, но и выполнить рекомендации — провести дополнительные занятия с летным составом, чтобы они не попали в такую же ситуацию»,— пояснил министр.
Ранее губернатор Хабаровского края (SSJ 100 собираются в Комсомольске-на-Амуре) Сергей Фургал сообщил о поступлении в министерство транспорта региона технического заключения, в котором человеческий фактор называется приоритетной версией крушения самолета SSJ 100 авиакомпании «Аэрофлот» в Шереметьево. «Нам пришло официальное заключение, что технически самолет был в идеальном состоянии. Что произошло? На высокой скорости пилоты по неопытности или на нервном срыве совершили ряд ошибок... Это стопроцентно человеческий фактор»,— рассказал глава региона. Как уточнила тогда его пресс-секретарь, документ поступил из управления безопасности полетов Росавиации, проводившего расследование катастрофы. МАК не упоминался.
5 мая самолет SSJ 100 «Аэрофлота» загорелся при аварийной посадке в московском аэропорту Шереметьево. Погиб 41 человек из 78 находившихся на борту. Как ранее сообщал “Ъ”, Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта направила в Минтранс письмо с просьбой проверить системы самолета Superjet 100 на соответствие сертификационным требованиям. Выпускающая эти самолеты ОАК считает это письмо давлением на комиссию по расследованию происшествия.
Подробнее о возможных причинах катастрофы — в публикации “Ъ” «SSJ торопился к земле».
Фотогалерея
Трагедия в Шереметьево
Пассажирский самолет SSJ 100 компании «Аэрофлот» в 18:03 вылетел из московского аэропорта Шереметьево, выполняя рейс SU 1492 Москва — Мурманск
Фото: AP
Вскоре самолет запросил экстренную посадку и вернулся в Шереметьево в 18:30. При аварийной посадке SSJ 100 загорелся
Фото: Reuters
На борту находились 73 пассажира и пять человек экипажа
Фото: Коммерсантъ / Роман Дорофеев
В результате пожара погиб 41 человек
Фото: Reuters / Nadezhda Polomoshnova
СКР возбудил уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц)
Фото: Федор Малинин / ТАСС
В «Аэрофлоте» сообщили, что причиной пожара стало возгорание двигателей после посадки воздушного судна в Шереметьево. Компания отмечала, что самолет вынужденно вернулся в аэропорт назначения «по технической причине»
Фото: Reuters
SSJ 100 традиционно считается в отрасли проблемным самолетом из-за частых неисправностей, в основном связанных с двигателями
Фото: Reuters
На момент катастрофы «Аэрофлот» был крупнейшим эксплуатантом SSJ 100 с 50 бортами в парке (считая сгоревший в Шереметьево)
Фото: Reuters
Для группы «Аэрофлот» это первая катастрофа с человеческими жертвами с 2008 года, когда разбился Boeing 737 в Перми
Фото: Reuters / Tatyana Makeyeva
Пострадавшие были доставлены в московские больницы и лечебные учреждения города Химки
Фото: Коммерсантъ / Анатолий Жданов
Следствие рассматривало три версии катастрофы в Шереметьево: недостаточная квалификация пилотов и диспетчеров, техническая неисправность и неблагоприятные погодные условия
Фото: РИА Новости
Глава Минтранс Евгений Дитрих (на фото) заявил, что не видит оснований для приостановки полетов SSJ 100 после катастрофы
Фото: Сергей Мамонтов / РИА Новости
СКР заявил, что командир воздушного судна Денис Евдокимов осуществил грубую посадку на взлетно-посадочную полосу, а его дальнейшие действия, «совершенные с нарушением установленных правил, повлекли разрушение и возгорание самолета». В апреле 2020 года дело о крушении лайнера было направлено в суд
Фото: Следственный комитет Российской Федерации
Сам Денис Евдокимов вину не признает и утверждает, что причиной трагедии стало несоответствие лайнера нормам летной годности. По его словам, самолет потерял управляемость после попадания в него молнии
Фото: Коммерсантъ / Петр Кассин