Инструменты прорыва для красноярского бизнеса

День предпринимателя в Красноярске отпраздновали с размахом и по-деловому: в городе прошел масштабный форум под названием «День предпринимателя: инструменты прорыва». Программа включала в себя лекции, мастер-классы от ведущих российских экспертов по маркетингу, менеджменту, внешнеэкономической деятельности. А завершился день деловым стендап-шоу «Секреты успеха».

Форум получился масштабным, на него зарегистрировались порядка 700 человек

Форум получился масштабным, на него зарегистрировались порядка 700 человек, и максимально полезным. Динамичная программа не оставляла времени на общие рассуждения, приглашенные эксперты-практики знакомили участников с конкретными кейсами, давали практически пошаговые рецепты решения тех или иных задач развития своего бизнеса.

Для краевого Агентства развития бизнеса, отмечающего в этом году десятилетний юбилей, такой формат объединяющего бизнес-сообщество мероприятия был во многом экспериментом.

– Мы хотим, чтобы форум стал хорошей площадкой для получения новых знаний, обмена опытом, что в конечном итоге способствовало бы росту бизнеса, – говорит глава агентства Александр Граматунов. – Мы собрали интересных спикеров-практиков, которые могут поделиться наработками, историями успеха и, что не менее важно, историями ошибок.

Нужно ли развивать малый и средний бизнес в промышленном регионе? Вице-премьер краевого правительства Сергей Верещагин на открытии форума заявил: это не вопрос дискуссий. Ответ однозначный: нужно.

– Да, Красноярский край – в первую очередь промышленный регион, и больше половины нашей продукции – это продукция крупных предприятий, но в регионе в сфере малого и среднего предпринимательства работают более 110 тысяч человек, – отметил он. – Это те, кто находится «на первой линии», наиболее близок к гражданам, способен быстро реагировать на изменение спроса и удовлетворять потребности людей. И прямая задача краевой власти – найти меры поддержки, снять административные барьеры, создать структуру, которая позволит бизнесу развиваться.

По мнению чиновников краевой администрации, Агентство развития бизнеса с этой задачей справляется. Услугами АРБ ежегодно пользуются более 1 000 предпринимателей, многие обращались за различными формами поддержки – от консультаций по регистрации компании до финансового поручительства в банке – неоднократно. Клиенты агентства, добившиеся серьезных результатов в бизнесе, были заявлены в программе отдельно – как участники делового стендап-шоу «Секрет успеха».

Акцент на приоритеты

На четырех площадках практически в режиме нон-стоп шли мастер-классы и лекции. Хедлайнерами форума были заявлены столичные эксперты по маркетингу и управлению Сергей Спивак и Михаил Галейченко, часть лекционной программы отдали красноярским специалистам – бизнес-тренеру Наталье Яковлевой и представителю ФРИИ Андрею Шевелеву.

Один из хедлайнеров форума - Сергей Спивак

Отдельной темой стала внешнеэкономическая деятельность, ей полностью посвятили конференцию «Перезагрузка экспорта», где тоже собрались эксперты-практики. В режиме нон-стоп они рассказывали о ключевых инструментах, подводных камнях и особенностях ведения бизнеса с зарубежными государствами.

– Развитие экспорта – одна из ключевых задач для нас, – говорит руководитель Агентства развития бизнеса Александр Граматунов. – Нашим предпринимателям есть что предложить. Это и пищевая продукция, и инновационные разработки, и промышленное оборудование, и многое другое. Однако задача нарастить объемы несырьевого экспорта – это не только внутренняя потребность бизнеса, но и один из приоритетов, обозначенный в майском указе президента России. При этом мы понимаем, что ведению внешнеэкономической деятельности надо учиться. Поэтому цель конференции – перенастроить наш экспорт, показать новые возможности для предпринимателей-экспортеров.

Скорость, реакция и действие

Надо сказать, мастер-классы от экспертов по внешнеэкономической деятельности пользовались большим спросом. Участники конспектировали буквально каждое слово экспертов: о деловом этикете, о защите интеллектуальных прав, о «ловушках» при составлении экспортных контрактов, о «трудностях перевода» и адаптации продуктов к рынку.

Впрочем, американский специалист по транскультурным коммуникациям Пол Кэрол считает, что российскому и сибирскому бизнесу особенно надо подтягивать деловую культуру.

– Вы ведете много разговоров: вот, у нас есть проблема, можем ли мы что-нибудь с ней сделать? Ну да, давайте обсудим, что мы можем сделать. А все ли мы обсудили? А теперь давайте обсудим наше отношение к этой проблеме… – говорит Пол Кэрол. – Это убивает всякий бизнес. Основа деловой культуры иная: у нас есть проблема, мы ее фиксируем, обозначаем желаемый результат, ищем механизмы решения, делаем, оцениваем результат, корректируем стратегию. Главное – скорость реакции и действие.

У сибирских предпринимателей есть и другая проблема, считает Пол Кэрол: для мира Россия в целом и Сибирь в частности – территория, не имеющая какого-то определенного бизнес-образа, однако это может стать преимуществом, если сфокусироваться на продвижении, например, пищевой продукции. Тогда «стерильное» восприятие Сибири может сыграть на руку производителям, им будет проще попасть в современный тренд на экологичность, натуральность и «здоровость» питания.

Секрет успеха – в бесконечном движении

О языке успеха говорили на первом в истории красноярского предпринимательства деловом стендап-шоу «Секреты успеха». Если его инициаторы хотели показать, что бизнес может начаться с таких неожиданных мелочей, то у них это получилось. Истории успеха были совершенно разными, неординарными, иногда забавными, иногда поучительными.

Зал искренне смеялся, когда на вопрос, с чего все началось, создатель бренда постельных принадлежностей «Цветные сны» Елена Глазкова честно и совершенно серьезно ответила: «Я вышла замуж, у мужа был так себе бизнес, и надо было что-то с этим делать».

Создатель известного красноярского бренда продукции из дикоросов «Вкус тайги» Олеся Ушакова рассказала о том, как умение глобально мыслить и знание английского помогли ей выиграть европейский конкурс на лучшую упаковку. Причем лингвистическое преимущество она продемонстрировала прямо на сцене, обсудив с Полом Кэролом некоторые приемы продвижения товара. Руководитель металлообрабатывающего производства «Сталь Партнер» Игорь Мардасов рассказал о практике внедрения бережливого производства, позволившей кратно увеличить производительность труда.

Участники делового стендап-шоу «Секрет успеха» делились с залом наработками, историями успеха и ошибок

Порой участники ток-шоу спорили между собой о стратегиях продвижения и перспективах на том или ином рынке. Но все выступления объединяла главная мысль: бизнес начинается с анализа – рынка, продукта, процессов, затрат. И расхожее мнение о том, что кризис – это время возможностей, справедлива, если кризис становится поводом для переосмысления своих достижений.

– Главная особенность успешного предпринимателя – всегда быть в движении: бежать, идти, ползти к своей цели, – считает Сергей Петров, руководитель компании «Русский профиль», успешно продвигающей свою продукцию на европейском рынке. – Хвататься за любую возможность, за любую помощь. Заем от Агентства развития бизнеса – два-три миллиона под небольшой процент? Надо! Выставка в Ганновере? Надо! Не ждать, когда тебе что-то принесут на блюдечке, а самому проявлять инициативу. Точно знаю, что в Красноярском крае есть много возможностей получить поддержку, мы не раз этими возможностями пользовались. И если у Агентства развития бизнеса будут появляться новые программы поддержки предпринимателей, я буду в них участвовать.