Спецпрокурор Роберт Мюллер оставил намеки
Чем это грозит президенту США Дональду Трампу
Роберт Мюллер ушел в отставку: спецпрокурор, который расследовал возможное вмешательство России в американские выборы, выступил в Минюсте с прощальной речью, которая длилась всего девять минут. На вопросы журналистов господин Мюллер отвечать отказался: он поблагодарил свою команду и в очередной раз озвучил тезисы из доклада. Однако репортеры увидели в новых формулировках намек на вину президента США Дональда Трампа. Подробности — у Ивана Якунина.
Выступление Роберта Мюллера было скорее не попыткой пролить свет на темные пятна в расследовании, а некой церемонией, чтобы официально объявить — дело закрыто. Расследование длилось 22 месяца, выдали 3 тыс. повесток в суд, провели 500 обысков и 230 допросов. Как итог — 400-страничный документ, который попал в открытый доступ по решению генпрокурора. И вот Мюллер впервые сам его прокомментировал.
«Я не выступал публично во время расследования. Говорю сейчас, потому что это расследование завершилось, и теперь я ухожу в отставку с поста спецпрокурора, чтобы вернуться к обычной жизни. Я принял это решение самостоятельно, никто не призывал меня. Меня пригласили давать показания в Конгрессе США, но я этого делать не буду. Еще раз основные выводы — установлено масштабное систематическое вмешательство России в выборы в США, на которое стоит обратить внимание каждому американцу».
Казалось бы, что тут обсуждать? Эти выводы были озвучены еще в апреле. Но оставалась интрига — первая часть доклада Мюллера свидетельствовала, что сговора не было, это не оспаривается. Вторая же перечисляла действия Трампа, которые можно было бы расценить как препятствие следствию. Господин Мюллер по итогу выдвигать обвинения не стал, оставив это на откуп Минюсту и Конгрессу. И сейчас снова подчеркнул: «Президент не может быть обвинен в совершении федеральных преступлений, пока он находится в своей должности. Это противоречило бы Конституции». Но есть и еще одна цитата, на которую обратила внимание экс-глава московского бюро CNN Джилл Догерти: «Одна из самых значимых вещей из его речи звучит так: если бы они были уверены, что Трамп не нарушал закон, они бы так и сказали. А нарушением здесь могло быть препятствие следствию, и это очень важно.
Они не могут уверенно заявить, что он невиновен, но и не могут его обвинить, потому что это противоречит Конституции.
Значит, расследование не показало, что Трамп чист перед законом. Теперь демократам предстоит решить, будут ли они начинать процедуру импичмента».
И вот звезды сошлись — кандидат в президенты от Демократической партии Кори Букер заявил, что Конгресс имеет право отправить Трампа в отставку. Спикер Палаты представителей Нэнси Пелоси такой вариант не исключила. В общем, споры об этом продлятся еще не один день. Что же касается самого Мюллера, то он не объявил, чем планирует заняться после отставки. Своим предположением с «Коммерсантъ FM» поделился бывший политконсультант Республиканской партии США Джеймс Джатрас: «Роберту Мюллеру уже за 70 лет. Он достаточно времени провел на госслужбе, чтобы получать хорошую пенсию.
Но самой прибыльной для него была бы карьера политического комментатора.
Посмотрите на экс-главу ЦРУ Джона Бреннана, экс-директора ФБР Джеймса Коми. Они потеряли работу при Трампе, но зарабатывают сотни тысяч долларов в год, комментируя новости в антитрамповских СМИ. Господин Мюллер может поступить точно так же или написать книгу и получить за нее миллионы. В общем, я не думаю, что он переживает, что лишился работы».
Что выяснил Роберт Мюллер в ходе своего расследования
Джеймс Коми и Роберт Мюллер, кстати, друзья. Дональд Трамп даже однажды сказал, что у него есть сотня фотографий, на которых эти двое обнимают или целуют друг друга. Журналисты, правда, не нашли ни одной, но, кто знает, возможно, на CNN скоро появится новое авторское шоу под названием, скажем, «Вмешательство с Робертом Мюллером».
Сам президент США в Twitter написал, что Мюллер не нашел доказательств вины, следовательно, президент невиновен. В официальном же заявлении Белого дома сказано: «Спустя два года спецпрокурор возвращается к своей обычной жизни. И всем остальным нужно поступить точно так же».