Двигай делом

Какое фестивальное будущее у Перми

Концепция «Пермь — культурная столица» несколько лет назад кардинально изменила развитие фестивального движения в Прикамье. У проекта были шансы на успех, если бы не смена политического вектора в 2012 году. Сегодня фестивали рассматриваются как часть городского интертеймента, хотя масштаб движения меньше, чем во времена «культурной революции». В Перми есть потенциал для появления новых крупных проектов, однако необходим отлаженный механизм их поддержки.

Направления движения Фестивальное движение в Прикамье кардинально изменилось на волне «культурной революции» почти десять лет назад. Тогда была принята концепция «Пермь — культурная столица», в рамках которой в регионе появилось множество проектов: Паблик-арт-программа, музей современного искусства PERMM, Центр развития дизайна, фестивали, в числе которых — летний суперфестиваль на эспланаде «Белые ночи». Краевые власти позиционировали его как первый масштабный шаг на пути к званию «Пермь — культурная столица Европы». Он шел почти месяц, и каждый его день был насыщен событиями: показами спектаклей, концертами, перфомансами. В рамках «Белых ночей» проходили тематические фестивали, такие как «Живая Пермь», «Джаз-лихорадка», «Большой Кавказ» и другие.

Арт-директор музея современного искусства PERMM Наиля Аллахвердиева говорит, что у проекта были шансы на успех: когда «Белые ночи» достигли кульминационного развития, стало понятно, что фестивальный период может охватывать не только месяц, а длиться дольше. В начале 2010-х город был насыщен фестивалями, к уже существующим добавились новые (например, «Территория», «Текстура», «Длинные истории»). «У нас была сверхцель — „Пермь — культурная столица“, и был образ этой культурной столицы, была форма существования этого концепта — город фестивалей. Дальше мы должны были перейти в формат, когда город живет фестивалями круглогодично»,— пояснила Наиля Аллахвердиева. Качество фестивальных проектов того периода было таким, что о них говорили за пределами Перми.

После смены губернатора изменился вектор культурной политики, «Белые ночи» постепенно сошли на нет, в 2013 году проект «Пермь — культурная столица» был исключен из приоритетов «Стратегии социально-экономического развития Перми».

По словам Наили Аллахвердиевой, сегодня есть задача не отбрасывать концепцию, «держать в уме», например развивая площадку завода имени Шпагина. Однако на уровне фестивального движения ее нет. «Фестивали сейчас рассматриваются как часть городского и территориального интертеймента, который важен, чтобы людям было интересно жить на этой территории, но четкой стратегии относительно уплотнения количества фестивалей нет»,— говорит она.

В результате часть фестивалей прекратила работу, например поэтический — «СловоNOVA», театральные — «Текстура», «Большая перемена». Как отмечает арт-директор фестиваля моноспектаклей «МОНОfest» Нина Соловей, у фестивальных проектов есть свой жизненный цикл и в том, что они закрываются, нет ничего плохого. «Иногда идея какого-то фестиваля изживает себя или у организаторов происходит нечто вроде выгорания. Иногда даже самые оригинальные идеи просто не приживаются у нас в Перми. Не находят отклика и признания у потенциальных зрителей. Хотя незаполненных ниш сегодня по-прежнему предостаточно»,— подчеркивает она.

На почве прежних фестивальных амбиций в городе появились новые проекты. Например, летний фестиваль Red Fest, уникальный тем, что проводится без бюджетной поддержки, фестиваль книг и путешествий «Гений места», фестиваль «МОНОfest». «Многие проекты родились из тех зерен. А те фестивали, которые появились в то время и после смены губернатора быстро сдулись, доказали свою временность. Хотя лично я о многих из них очень жалею»,— продолжает Нина Соловей. Фестиваль моноспектаклей «МОНОfest» она запустила вместе с Сергеем Баракиным в 2014 году при поддержке Пермского отделения Союза театральных деятелей РФ. Тогда, чтобы сделать фестиваль, они выиграли грант пермской Арт-резиденции. Потом они выигрывали его еще четыре раза, а в прошлом году участвовали в розыгрыше тендера на проведение фестиваля от «Центра реализации проектов в сфере культуры». В этом году, благодаря Году театра в России и поддержке краевого минкульта, фестиваль получил еще и федеральную поддержку, стал международным. «Каждый год в адрес фестиваля приходит все больше и больше высокохудожественных заявок от театров из России и зарубежья. Что касается будущего, то очень хочется выйти за пределы Перми. Хочется иметь возможность показывать фестивальные спектакли на больших сценах города, в малых городах края, хочется приглашать в качестве гостей и участников фестиваля звезд мирового театра, хочется иметь свою постоянную площадку, хочется проводить лаборатории и семинары. Хочется, чтобы „МОНОfest“ был круглогодичным событием, а не четыре дня в году. И мы идем в этом направлении»,— резюмирует Нина Соловей.

Фестивальная смета Как сообщили в пресс-службе министерства культуры Пермского края, объем финансирования фестивальных проектов в Пермском крае в прошлом году составил 104,8 млн руб. В этом году он вырос более чем наполовину и достиг 170,1 млн руб. В числе фестивалей, получающих поддержку краевого минкульта, Международный Дягилевский фестиваль, фестиваль воздухоплавания «Небесная ярмарка», фестиваль исторической реконструкции «Большие маневры на Хохловских холмах», театральный ландшафтный фестиваль «Тайны горы Крестовой», литературный фестиваль «Компрос», Международный фестиваль органной музыки, международный фестиваль «Джаз-лихорадка», Пасхальный фестиваль, международный фестиваль документального кино «Флаэртиана». Список фестивалей еще окончательно не сформирован. Все крупные фестивальные проекты объединены брендом «Пермский период. Новое время».

Эксперты уверяют, что сегодня практически невозможно провести серьезное масштабное событие без участия бюджетных средств. «Но постоянная смена условий финансирования, законов и тех, кто распределяет это финансирование,— особая история. И часто идеологи каких-то интересных творческих проектов, сталкиваясь с этой жизненной необходимостью, предпочитают отказаться от своей инициативы уже на стадии подачи заявки. И есть многие, кто до сих пор ждет, что им за супер­идею „сами придут и сами дадут“. Идея фестиваля — это 5% фестиваля. Все остальное — это проектирование, отчеты, согласования. И всегда — дефицит бюджета»,— пояснила Нина Соловей. По ее словам, у хороших организаторов, как правило, возникает желание развивать свой фестиваль и поднимать его уровень, а это требует повышения бюджета. «Иногда этот вопрос могут решить положительно, а иногда официально громкими словами поддерживают, но по факту это никак не отражается на финансировании. Сделайте, говорят, нам еще лучше, чем прежде. Но за те же деньги. А то, что ежегодно растут прайсы гостиниц, стоимость авиабилетов и прочие расходы, во внимание не берут. Иногда, наоборот, приходит значительная финансовая поддержка, и ты просто не имеешь права снижать планку или это будет твой последний фестиваль»,— продолжает Нина Соловей.

Наиля Аллахвердиева подчеркивает, что сегодня для развития более масштабного фестивального движения не хватает системы инструментов поддержки проектов. Пермский рынок не очень активен, и возможность привлекать частных спонсоров есть не всегда, вся нагрузка ложится на бюджет. «И тут действительно важна культурно-политическая стратегия относительно того, что, где и как поддерживается»,— говорит она.

Другой вопрос, который стоит сегодня перед организаторами фестивалей,— как повысить творческую активность населения. «Нужно не только придумывать фестивали „сверху“, но и думать, как включать к соучастию в них горожан. Это гораздо более далеко идущие цели, чем знакомство населения с уникальными практиками, художниками. Вопрос в том, как фестивали должны изменить людей»,— пояснила Наиля Аллахвердиева.

Одним из ярких пермских событий сегодня является летний фестиваль Red Fest, который проходит в одни из выходных июня на площадке Digital port на берегу Камы. На фестивале работают площадки с музыкой, едой, мастер-классами, торговыми рядами и детским досугом. Его уникальность заключается не только в концепции, но и в том, что он проводится полностью на спонсорские средства. «Деньги на проведение фестиваля дают только те, кто хочет, у города мы ничего не берем и к людям, не заинтересованным в Red Fest, в карман не лезем. Поэтому вход и участие платные, но из года в год мы доказываем, что это наилучшая схема организации фестиваля»,— говорит один из создателей Red Fest Константин Няшин. По его оценке, сегодня провести фестиваль стоит 2,5 млн руб. Первый Red Fest состоялся в 2015 году. За четыре года организаторы дважды уходили «в минус». «Но это шоу делается не ради денег как таковых, иначе фестиваль выглядел бы совсем иначе. Он делается ради обмена всем лучшим, что мы успеваем найти и хотим показать. А экономическая составляющая зависит от большого количества факторов, от нас не зависящих. Например, однажды после завершения Red Fest-2017 пришел ураган и оборвал леса на две машины, которые нам пришлось чинить. А до ветра два дня шел дождь, заливая все на площадке, что можно залить, но было очень весело!» — рассказывает Константин Няшин.

Подготовка к фестивалю начинается за полгода. С музыкальными коллективами организаторы Red Fest работают с января, остальные заявки от участников принимают за полтора-два месяца. «Я думаю, что фестиваль должен показывать то, какой окружающая действительность могла бы быть и по-хорошему должна была быть. Думая на пару шагов (лет) вперед и черпая вдохновение от лучших фестивалей Европы, Америки и Азии»,— добавляет Константин Няшин. Сегодня Red Fest — «лайфстайловый» фестиваль для всей семьи, организаторы которого каждый год придумывают новые «фишки», вдохновляясь бельгийским фестивалем электронной музыки Tomorrowland, португальским Waking Life, тайским Wonderfruit, американским фестивалем музыки и искусств Coachella и другими. За четыре года им удалось сделать фестиваль популярным у горожан. Если в 2015 году его посетили 1,5 тыс. человек, то в 2018-м — 5 тыс.

Проверка временем Одним из фестивалей, которые выдержали проверку временем, стал Международный Дягилевский фестиваль. Он проводится в Перми с 2003 года и изначально задумывался как мультижанровый. «В ранние годы фестиваль в большей степени опирался на тот репертуар, который шел в театре, и привозил сначала российские, затем зарубежные интересные коллективы. Сейчас программа фестиваля формируется с учетом общемировых тенденций, поэтому к нам приезжают артисты и коллективы из разных стран»,— рассказала директор Дягилевского фестиваля Анна Касимова. Художественную концепцию фестиваля формирует художественный руководитель. Ежегодно в программе фестиваля представлена и старинная музыка, и современная музыка, танцевальное направление, опера и перформанс.

С 2014 года на Дягилевском фестивале работает фестивальный клуб. «Идея клуба возникла в связи с желанием сделать фестиваль еще более открытым и доступным для зрителей. В преддверии основных спектаклей для всех желающих проходят специальные лекции, на которых профессиональные искусствоведы и критики подробно рассказывают о предстоящих событиях. В рамках творческих встреч в клубе Дягилевского фестиваля предоставляется возможность пообщаться с его главными героями — музыкантами, исполнителями, хореографами и композиторами с мировой известностью. Каждый год программа клуба верстается разная и разнообразная, ориентированная на разные категории зрителей»,— пояснила Анна Касимова.

В этом году бюджет фестиваля такой же, что и в прошлом. Две трети — это бюджетные деньги, а треть — привлеченные средства спонсоров и партнеров фестиваля и собственные средства театра.

Дягилевский фестиваль — масштабное событие, на которое съезжаются гости со всего мира: зрители, участники, посетители фестивального клуба и выставок. В прошлом году его посетило около 20 тыс. гостей. В этом году ожидается в два раза больше зрителей — за счет фестивального клуба нового формата и трансляций, которые будут проводиться на заводе Шпагина и на портале «Культура. РФ». Раньше фестивальный клуб работал в павильоне на площади перед Пермским театром оперы и балета. Программа клуба содержала в себе несколько направлений, но площадка была одна, поэтому направлениям приходилось сменять друг друга. «В этом году Фестивальный клуб, разместившись в нескольких помещениях завода Шпагина, обеспечит параллельную работу разных программ. Мы делаем акцент на фестивальный кластер, где и направления будут разнообразные, и появятся новые возможности пригласить большее количество гостей, сделать для разных категорий зрителей интересные события»,— сообщила Анна Касимова. Организаторы надеются привлечь новую аудиторию, людей, которые, возможно, вообще не ходят в театр и на концерты, но за эти дни смогут прочувствовать атмосферу фестиваля и приобщиться к нему.

Другой фестиваль-«долгожитель» — проект «59 фестивалей 59 региона». В целях развития культурного событийного туризма министерство культуры края проводит его уже 11 лет. «Проект не имеет аналогов в России, его уникальность заключается в использовании аутентичных особенностей местности, в которой происходит культурное событие. В результате „59 фестивалей 59 региона“ представляют собой реальную событийную и географическую карту, с помощью которой можно изучить историю и культуру Пермского края. Проект объединил большое число мероприятий, разных по жанру, стилю и зрительской аудитории, и является одним из ключевых проектов региона, направленных на развитие внутреннего туризма. Сейчас фестивали в рамках проекта „59 фестивалей 59 региона“ пользуются спросом как у туристов, так и у тур­операторов»,— сообщили в пресс-службе краевого минкульта. В прошлом году к участию в нем заявилось 30 муниципалитетов с 57 проектами, в этом году количество проектов увеличилось до 63 от 32 муниципалитетов. При этом финансирование по сравнению с прошлым годом выросло с 5,5 млн руб. до 8,5 млн руб.

Уменьшили масштаб Три года назад краевые власти запустили масштабный фестиваль «Пермский период. Новое время», в рамках которого проходят театральные, музыкальные, спортивные события в Перми и Пермском крае. Одна из основных площадок, где они разворачиваются, это «Лето Парк» на городской эспланаде летом и «Фестивальный дом» зимой. По словам руководителя агентства Padre Аgency и куратора площадки «Сказариум» в «Лето Парке» Петра Кравченко, площадки обеспечивают горожан бесплатным, качественным, полезным и развлекательным досугом. «Как формат, „Лето Парк“ приглянулся горожанам. Мы увидели запрос у людей на такого рода развлечения, особенно у родителей с детьми. Они приходили вместе на лекции, посмотреть кино, поиграть в игры. Мы стали делать больше контента для них, например программу с акцентом на детские спектакли»,— говорит он. По его оценке, формат оказался успешен. Так, за эту зиму «Фестивальный дом» посетили около 300 тыс. горожан.

В этом году «Лето Парк» вновь будет работать. Предполагается, что он откроется в 20-х числах июня. Где именно он разместится, пока неизвестно: городская эспланада находится на реконструкции.

Несмотря на то что масштаб фестивального движения сегодня ниже, чем во времена «культурной революции», в городе есть арт-менеджеры и подвижники, которые способны спроектировать события международного масштаба, хотя их немного. По словам Наили Аллахвердиевой, в Перми есть потенциал для появления новых проектов: музыкальных фестивалей, паблик-арт-фестивалей, фестивалей новых медиа,— но их концепции должны быть четко сформулированы, чтобы быть оригинальными и притягивать аудиторию, а также необходим отлаженный механизм их поддержки. «Нам нужны „городские сумасшедшие“, которые смотрят в перспективу и готовы воображать Пермь не как провинциальный город, а как столицу мировой культуры. Эту амбицию нельзя терять»,— говорит Наиля Аллахвердиева.

АЛИНА КОМАЛУТДИНОВА

Вся лента