Holland & Barrett выходит на «Перекресток»
LetterOne Михаила Фридмана может запустить сеть в РФ
Инвестиционная компания LetterOne (L1) совладельца «Альфа-групп» Михаила Фридмана, купившая в 2017 году британскую сеть магазинов Holland & Barrett, может вывести ее на российский рынок. Компания уже подала в Роспатент заявку на регистрацию марки. Наиболее логичным эксперты считают создание корнеров в «Перекрестке», который также входит в структуру «Альфа-групп». Для открытия собственных магазинов Holland & Barrett может потребоваться адаптация формата.
Британская Holland & Barrett Retail Ltd, которая управляет сетью магазинов продуктов для здорового питания, косметики и пр. под вывеской Holland & Barrett, на прошлой неделе подала в Роспатент заявку о регистрации своего бренда по нескольким классам. Информация об этом есть в реестре службы по интеллектуальной собственности. Как следует из документа, Holland & Barrett хочет зарегистрировать бренд джемов, консервов, молочных продуктов, орехов, соков, хлеба, пищевых добавок, косметических средств и пр., а также для рекламных целей. О том, что сеть планировала выйти на российский рынок, также слышали источник “Ъ” в инвестиционных кругах и собеседник на рынке розничной торговли. В Holland & Barrett не ответили на запрос “Ъ”.
Holland & Barrett была основана в 1870 году в Великобритании. Сейчас под ее управлением находится более 1,3 тыс. магазинов в 16 странах. В 2018 финансовом году выручка сети выросла на 7,1%, до £702,5 млн год к году (56,7 млрд руб. по курсу ЦБ на четверг). В 2017 году Holland & Barrett приобрела L1 совладельца «Альфа-групп» Михаила Фридмана (занимает седьмое место в рейтинге Forbes с состоянием $15 млрд). Стоимость сделки оценивалась в £1,8 млрд. Для L1 покупка стала первой инвестицией в ритейл. В феврале 2019 года L1, владеющая на тот момент 29% испанской продуктовой сети Dia, объявила о планах консолидировать 100% компании, на что может потребоваться около €300 млн. Представитель L1 не ответил на вопросы “Ъ”.
«Альфа-групп» сегодня управляет крупнейшим по выручке ритейлером в России X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»). По словам источника “Ъ” в инвестиционных кругах, Holland & Barrett рассматривала возможность выхода на российский рынок через открытие нескольких магазинов в Москве либо в партнерстве с местными игроками. По его мнению, исходя из заявки Holland & Barrett в Роспатент, наиболее вероятным сценарием может стать появление товаров британской сети в «Перекрестке» в формате отдельных корнеров или shop-in-shop. В X5 заявили “Ъ”, что не располагают информацией о планах развития Holland & Barrett в России. Совместных проектов с этой компанией на данный момент нет, утверждают в X5.
Управляющий партнер Peregrine Capital Николай Габышев, впрочем, считает, что тестирование формата Holland & Barrett в рамках магазинов X5 может стать одним из самых логичных вариантов. Партнерство с крупнейшей продуктовой сетью России может стать выигрышной стратегией для быстрого выхода нового бренда на рынок, согласна руководитель отдела ритейл-консалтинга компании JLL Полина Жилкина. «Перекресток», в свою очередь, получит от сотрудничества дополнительный трафик, привлеченный новым форматом, продолжает господин Габышев. По его мнению, в дальнейшем Holland & Barrett может открыть несколько полноценных магазинов в Москве.
Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров полагает, что на данном этапе Holland & Barrett может ограничиться поставкой отдельных товаров или созданием зон в универмагах уровня ЦУМ и ГУМ. По его словам, для открытия собственных магазинов в России компании потребуется серьезная адаптация формата, доработка ассортимента и пересмотр цен. В существующем виде формат будет крайне тяжело использовать, и Holland & Barrett вряд ли сможет конкурировать с местным ритейлом, предупреждает он.