Семь бед, один Кнессет

Израиль идет на первые в истории страны повторные всеобщие выборы

В Израиле впервые в истории пройдут повторные парламентские выборы. Роспуск Кнессета, избранного 9 апреля, стал неизбежным после того, как премьер-министр Биньямин Нетаньяху в ночь на четверг утратил последнюю возможность договориться о создании правящей коалиции в связи с конфликтом в лагере правых сил. Возмутителем спокойствия оказался лидер партии «Наш дом — Израиль» Авигдор Либерман, потребовавший одобрить неприемлемый для ультрарелигиозных партий закон о призыве в армию. Нарастающий политический кризис в Израиле становится самым серьезным испытанием для премьера Нетаньяху. В свою очередь, Авигдор Либерман имеет все шансы упрочить свои позиции по итогам новых выборов.

Лидер партии «Наш дом — Израиль» Авигдор Либерман

Фото: Amir Cohen, Reuters

Принятие израильским парламентом закона о самороспуске и проведении 17 сентября первых в истории еврейского государства повторных всеобщих выборов проходило в ночь на четверг. Прямую трансляцию голосования в Кнессете 21-го созыва, избранном менее двух месяцев назад, вел Парламентский канал израильского ТВ. Зрители в режиме реального времени следили, как один за другим члены Кнессета вставали и говорили «за» или «против». Для утверждения законопроекта необходимо было получить простое большинство — 61 голос. В итоге за самороспуск Кнессета, просуществовавшего рекордно короткий срок, проголосовали 74 депутата (45 высказались против).

Голосование стало неизбежным после того, как премьер-министр Биньямин Нетаньяху до 23:59 среды так и не смог договориться о формировании правящей коалиции. В ее состав должны были войти его партия «Ликуд», получившая на выборах 35 мандатов, две ультрарелигиозные партии — ШАС и «Яхадут а-Тора», имеющие по восемь мест каждая, и партия русскоязычных израильтян «Наш дом — Израиль» экс-министра обороны Авигдора Либермана, вышедшего из правительства Биньямина Нетаньяху в ноябре прошлого года.

Инициируя принятие законопроекта, Биньямин Нетаньяху сыграл на опережение и лишил президента страны Реувена Ривлина возможности реализовать еще один сценарий — предложить сформировать правительство представителю оппозиции из левоцентристской коалиции «Кахоль-лаван».

Выйдя к журналистам после голосования в Кнессете, Биньямин Нетаньяху возложил всю полноту ответственности за провал переговоров на Авигдора Либермана, сообщив, что истинной целью лидера партии «Наш дом — Израиль» было «свержение правительства».

«Народ Израиля (на выборах 9 апреля.— “Ъ”) решил, что я буду премьер-министром, а “Ликуд” сформирует правое правительство. Либерман сказал, что поддержит меня как премьер-министра, но у него с самого начала не было намерения делать то, что он говорил»,— негодовал Биньямин Нетаньяху. По его версии, ради того чтобы получить несколько дополнительных мандатов в новом Кнессете, Авигдор Либерман спровоцировал политический кризис и поставил страну перед необходимостью проведения ненужных выборов. «В связи с этим сейчас он является частью левого лагеря»,— резюмировал израильский премьер.

Причиной провала коалиционных переговоров стала бескомпромиссная позиция Авигдора Либермана, потребовавшего принятия законопроекта о призыве в израильскую армию.

В ходе переговоров внутри правого лагеря господин Либерман поставил жесткое условие вхождения в коалицию — изменить законодательство, сделав обязательным призыв учеников ортодоксальных религиозных школ. Тем самым лидер партии «Наш дом — Израиль» попытался сдвинуть с мертвой точки решение одного из вопросов, вызывающего неутихающие споры в израильском обществе на протяжении десятилетий. Однако потенциальные партнеры по коалиции выполнить условие господина Либермана отказались. «Сложившаяся ситуация — это результат отказа “Ликуда” вместе с ультрарелигиозными партиями принять простое требование нашей партии — утвердить во втором и третьем чтении закон о призыве»,— пояснил “Ъ” суть возникшей коллизии сам Авигдор Либерман.

Чем известен Авигдор Либерман

Смотреть

Свой особый статус, освобождающий их от воинской службы и дающий им другие привилегии, молодые члены ортодоксальной общины получили вскоре после создания Израиля. Между тем в израильском обществе накопилось немалое раздражение против служителей Торы, которые, как считают многие, обязаны вносить равный с другими гражданами вклад в обеспечение безопасности страны.

Еще одним случаем, когда Авигдор Либерман не побоялся пойти на обострение отношений с Биньямином Нетаньяху и проявил бескомпромиссность в вопросах безопасности, стала его отставка с поста министра обороны в ноябре прошлого года. Причиной демарша стало несогласие со слишком мягкой, по мнению господина Либермана, реакцией правительства Израиля на обстрелы из сектора Газа. «Если бы я остался на посту министра обороны, не знаю, как смотрел бы в глаза жителям юга Израиля»,— заявил тогда политик.

«До выборов 17 сентября все еще может измениться. Однако опросы показывают, что если бы выборы проводились сегодня, то партия Либермана вполне могла бы удвоить представительство в Кнессете»,— заявил “Ъ” бывший советник премьера Нетаньяху Бенни Брискин.

По его словам, в ходе предстоящей избирательной кампании лидер партии «Наш дом — Израиль» окажется под огнем жесткой критики со стороны представителей правого лагеря, обвиняющих Авигдора Либермана в «обмане своих избирателей». «Однако при этом он вполне может рассчитывать и на сильную поддержку избирателей, выступающих против привилегий религиозных ортодоксов»,— добавил господин Брискин.

Сергей Строкань

Вся лента