Московские диаметры могут потеснить «Лосиный остров»
Есть ли альтернативные варианты строительства железнодорожных путей
От «Лосиного острова» вновь хотят «отрезать» участок — на этот раз для железной дороги. Власти планируют проложить ветку, которая соединит Пушкино и Домодедово — это часть проекта московских центральных диаметров. Для этого придется изменить границы природоохранной зоны на востоке Москвы. Вице-премьер Максим Акимов поручил правительству разобраться, насколько это возможно. Что грозит «Лосиному острову»? Выяснял Иван Корякин.
Можно было догадаться, что один из центральных диаметров затронет «Лосиный остров». На схеме, опубликованной мэрией, МЦД-5 малинового цвета — он тянется от Пушкино до Домодедово. Конечно, не через сам парк, а вдоль уже существующих путей, через Москву. Конкретного плана нет, сначала нужно изменить границы «Лосиного острова», что и поручил вице-премьер Максим Акимов. Но предположить, где могут «подрезать» национальный парк, можно.
Это участок в пределах МКАД от станции МЦК «Ростокино» до парка «Сокольники» всего около 3,5 км. Там железнодорожная ветка Ярославского направления проходит вдоль границы с «Лосиным островом». Менять ее нельзя, потому что это нарушение закона, убежден эксперт «Гринпис России» Михаил Крейндлин: «Закон не позволяет корректировать границы национальных парков путем исключения из их территории чего-либо, неважно, подо что — под железную дорогу, автомобильную, какую угодно. Электричка не так вредит экологии, но вопрос,как они ее будут строить.
Потому что строительство железной дороги — это, безусловно, существенная нагрузка на и так уже подвергающийся постоянному воздействию “Лосиный остров”».
«Отрезать» что-нибудь от «Лосиного острова» — известный прием. Аналогичная ситуация на юге национального парка, где планируют строить дублер Щелковского шоссе. Там из состава «Лосиного острова» исключат 140 га. Решение далось тяжело: дорожники несколько лет спорили с чиновниками из Минприроды, пока, наконец, не вмешался премьер-министр Дмитрий Медведев. Но не отступают экологи – «Гринпис России» пожаловался в Генпрокуратуру. Там настаивают на том, что изменение границ нацпарка противоречит законодательству. Власти Подмосковья заявляли, что «отрежут» совсем немного, да и на благо автомобилистов. Но сколько бы гектаров ни хотели исключить из «Лосиного острова», это может стать опасным прецедентом. И создавать его не стоит, говорит эколог Общероссийского народного фронта Антон Хлынов: «В последнюю очередь мы должны рассматривать варианты проложения трассы через природную территорию. У нас, к сожалению, все наоборот. Можно вообще тогда перекроить любую особо охраняемую природную территорию и не считаться с тем, что у нее достаточно жесткий режим, и она создается практически навечно. Здесь все-таки должны работать механизмы принятия взвешенных решений на альтернативной основе».
Но какие могут быть альтернативы? Экологи говорят — строить тоннели и метро. Но и здесь властям есть чем ответить. Ни в Мытищи, ни в Красногорск, ни в Балашиху метро не придет, решили на консультации с участием Минтранса и правительств Москвы и Подмосковья. Ставку делают как раз на МЦД. И здесь круг замыкается. Прокладывать метро за пределы МКАД действительно плохая идея, говорит директор Института экономика транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин: «Можно поехать в Выхино и посмотреть, как все здорово получилось. Жители станций, которые уже в пределах МКАДа, особенно в утренний час-пик, хорошо, если попадают в третий поезд. Если в качестве мощной дополнительной транспортной системы возникают диаметры, возникает рассредоточение трафика, тогда можно увезти большее количество людей в приемлемых условиях».
С учетом того, как быстро Москва развивает транспортную систему, вопрос границ «Лосиного острова», вероятно, решат без промедлений — МЦД-5 планируют запустить до 2023 года. А к 2025-му, прогнозируют власти Подмосковья, население крупнейших городов области — Красногорска, Мытищ и Балашихи — превысит 4,5 млн человек. Пассажиропоток может увеличится на 85%.
Первые центральные диаметры мэрия планирует запустить в конце этого года или начале следующего. Они пройдут по маршрутам Одинцово--Лобня и Нахабино--Подольск.