Владельцы кредитных автомобилей не обходятся одним полисом каско
Как проблемы страховщиков бьют по карману их клиентов
Срочно нужен второй полис каско, иначе будут проблемы с банком: как выяснил «Коммерсантъ FM», страховые брокеры взялись за клиентов компании НАСКО, у которой ЦБ отозвал лицензию две недели назад. Путем обмана владельцев кредитных машин буквально заставляют оформить полис за один день. Что делать в случае ДТП, когда у страховой компании отозвали лицензию? И кто вернет деньги за первый полис? Разбиралась Аэлита Курмукова.
Москвич Руслан взял новую машину в кредит на три года, там же в салоне оформил и ОСАГО, и каско, иначе бы банк не дал денег на автомобиль. В первый год полис обошелся ему почти в 50 тыс. руб. На второй — брокеры нашли предложение на 15 тыс. руб. дешевле. Так Руслан стал клиентом компании НАСКО, у которой купил и ОСАГО, и каско. Он даже не знал, что две недели назад ЦБ отозвал лицензию у его страховой, но тут раздался телефонный звонок. «Мне из того же отдела, где предлагали страховку, позвонил человек и сказал: "У НАСКО отозвали лицензию, и вам требуется купить еще один полис каско". На вопрос по поводу прошлой страховки я услышал, что деньги мне вернут, если я дам согласие на то, чтобы от моего имени составили некое заявление и куда-то отправили. Пришлось купить второй полис, ведь зачем мне эти риски: если случится ДТП, еще что-нибудь или если банк начнет мне какие-то проценты начислять?», — рассказал мужчина.
В итоге Руслан заплатил за вторую страховку еще 24 тыс. руб., хотя первая — от НАСКО — заканчивается только в ноябре текущего года. Но ждать за нее компенсации, вопреки обещаниям не стоит — законом выплаты пострадавшим клиентам страховых в таких случаях не предусмотрены, говорит исполнительный директор Российского союз автостраховщиков Евгений Уфимцев: «Система компенсационных фондов работает только на ОСАГО и только по тем договорам, которые были заключены до момента отзыва лицензии у страховой компании. В случае с каско нужно будет обращаться к временной администрации или конкурсному управляющему, который в случае если компания будет признана банкротом, получит некие выплаты, да и то, если у страховой остаются деньги».
Пообещать клиентам проблемных страховых компаний компенсацию в обмен на покупку нового полиса — обычная уловка брокеров, отмечает президент Ассоциации по защите прав автострахователей Максим Ханжин. По его словам, базу данных, как правило, сливают сразу сами же сотрудники страховых: «Практические рекомендации такие — не поддаваться на ажиотаж, который создают алчные брокеры, ждать уведомления от кредитной организации. Пока его у вас нет, то можно никуда не торопиться.
Но, понятно, что если у вашей страховой компании больше нет лицензии, то все риски вы принимаете на себя.
Для людей, у которых машина в кредите, это особенно актуально».
Если машина кредитная, без каско, увы, обойтись не получится, а без ОСАГО и вовсе нельзя садиться за руль. Получается, клиенты лопнувших страховых фактически обречены повторно покупать полис. При этом уровень услуг на рынке падает: если почитать онлайн-форумы, то выяснится, что страховые все чаще отказывают в выплатах, занижают ущерб и вместо выплаты компенсаций отправляют на свои сервисы, при этом постоянно поднимая цены. И дальше эта тенденция продолжится, уверен руководитель портала "Вернемстраховку.рф" Илья Афанасьев: «Происходит укрупнение страхового рынка. Те игроки, которые находятся в топ-10, продолжают подминать под себя более мелких. Причем крупные страховщики выражают явное безразличие к тем портфелям, которые обанкротившиеся компании, лишившиеся лицензии, пытаются, возможно, куда-то сдать. Ведь такие игроки понимают, что портфель перераспределится сам, люди все равно придут и выберут надежную корпорацию, потому что к остальным доверия уже не будет».
Таким образом, если выбор сузится, то страховые получат возможность диктовать свои условия. На этой неделе стоимость ОСАГО в столице выросла сразу на 14% — ценник переписали компании из топ-10 по уровню надежности. За счет москвичей страховщики якобы хотят компенсировать убытки в регионах.